Небольшой, но изящный бюст из белого камня в Кольцовском сквере порой притягивает любопытствующие взгляды гуляющих, но обычно остается без должного внимания. А зря! Этот один из старейших памятников Воронежа воздвигнут русскому поэту Алексею Васильевичу Кольцову сто сорок семь лет назад.
Обратив взгляд в историю, обнаруживаешь, что в России долгое время памятники сооружались исключительно правителям и известным полководцам. Воронежский бюст поэту стал одним из первых российских литературных памятников.
Идея увековечить Алексея Кольцова принадлежала родной сестре поэта Александре Васильевне Андроновой, которая в марте 1863 года подала обращение в местную газету «Губернские новости», сообщая, что лично передает на сооружение 600 рублей. Деньги по тем временам немалые. Призыв был поддержан общественностью, а воронежский губернатор направил в Санкт-Петербург ходатайство о разрешении сбора средств на монумент. Александр II милостиво разрешил открыть народную подписку, и в Воронеже начались благотворительные мероприятия от любительских концертов до самодеятельных спектаклей.
Доверили выполнить народный заказ петербургскому скульптору, владельцу мраморной мастерской Августино Трискорни-младшему. В договоре с городской думой на сумму в 2000 рублей были четко оговорены материалы – каррарский мрамор трех достоинств, а также размеры памятника и постамента. Кроме этого, прикладывался рисунок-эскиз воронежского архитектора Александра Антоновича Кюи. Таким образом, для скульптору дали достаточно четкое техзадание, требованиям которого всенепременно обязывалось следовать.
Постепенно набирались народные финансы, и вот 27 октября 1868 года (8 ноября по новому стилю) в полдень состоялось открытие памятника. Торжество было скромным, однако специально к этому событию в Воронеж приехал консул Северо-Американских Штатов Юджин Скайлер, бывший почитателем русского творчества и, в частности, воронежского поэта. Что касается впечатлений тогдашних воронежцев о памятнике, то многие высказали свое разочарование в непохожести оригинала и мраморного изваяния. Хотя смысл произведения Трискорни был не столько в фотографической точности портрета, сколько в воплощении в монументе духа античности, образа гармонии и таланта поэзии. А вот собранных народных средств не хватило, стоимость памятника превысила три тысячи рублей, и дума расплатилась с Трискорни только через два года после открытия.
Мраморный Кольцов находится в самом центре города, в сквере, который возник и носит имя поэта после сооружения памятника. Известно, что мрамор – материал хрупкий, особенно к климатическим изменениям погоды и событиям истории. Воронеж, практически был разрушен во время Великой Отечественной войны. А вот бюстик Кольцову выстоял! Во время оккупации фашисты устроили в сквере кладбище, но Кольцова не тронули. Однако итальянский мрамор пережил серьезное испытание на прочность.
После войны даже возникала мысль на столичный манер заменить сам бюст копией, а оригинал отправить в музей. Но реставраторы нашли иной выход в 1990 году. Памятник обработали особым раствором, мягкой щеткой вымывая столетнюю пыль и грязь, а затем покрыли специальным составом, предотвращающим старение и разрушение беломраморного творения.
Времена года сменяют друг друга. Буйная зелень эффектно оттеняет белоснежный мрамор.
И вот листва облетает, обнажая ветви деревьев и кустарников Кольцовского сквера. Неласковые студеные зимние ветра начинают свое испытание на прочность.
Но по-прежнему Алексей Васильевич, чуть склонив голову, продолжает философски безмолвно наблюдать за Воронежем…
Текст и фото Евгении Горловой ©