Около здания международного аэропорта «Воронеж» всех путешественников встречает и провожает красавец ТУ-134А. Он примостился на лужайке около лесополосы и с грустью взирает на своих железных собратьев, идущих на взлет или посадку. Когда-то он тоже парил в небе…

dsc09310

Самолет — не просто памятник! Таким тружеником Воронеж гордится. 30 лет безупречной службы и 35000 летных часов – это вам не хухры-мухры!

Этот ТУ-134А был выпущен 20 августа 1975 года. Дальность его полета составляла 3200 км, крейсерская скорость — 850 км/ч. Салон вмещал 76 пассажиров. Отработав свой срок в безаварийном режиме, самолет-ветеран в 2005 году вышел на «пенсию», но службу не оставил. В начале мая 2005 года он занял почетное место на небольшом постаменте напротив здания аэровокзала международного аэропорта «Воронеж».

dsc09309_1

А кстати! У серии ТУ-134 есть своя легенда создания. Во время визита во Францию весной 1960 года советский генсек Никита Сергеевич Хрущев прокатился на французской «Каравелле», появившейся в конце 50х годов на международных авиалиниях. Прокатится он прокатился да и сравнил с отечественным ТУ-104, на котором прилетел во Францию. И надо заметить, что сравнение вышло не в пользу советского самолета. Хрущеву понравилось, что во время полета «Каравеллу» не трясло, а в салоне было намного тише, чем у ТУ-104, отличавшимся изрядными вибрацией и шумом. «Секрет» французского самолета крылся в расположении двигателей в хвостовой части фюзеляжа, позволявшем улучшить аэродинамику, снизив при этом уровень шума в кабине экипажа и пассажирском салоне. Конечно, были у французской конструкции свои минусы, выраженные в уменьшении полезной нагрузки, снижении экономичности и более сложном техобслуживание летательного аппарата. Но разве это волновало советского генерального секретаря? В Советском Союзе должно быть всё самое лучшее. Уже в августе 1960 появилось постановление Совмина СССР о создании скоростного пассажирского самолета аналогичного типа.

dsc09312

В ОКБ А.Н.Туполева решили создавать модель на базе пассажирского Ту-124, который в то время уже проходил заводские испытания. Спустя три года были изготовлены два опытных экземпляра, которым присвоили название ТУ-124А. Но модель вышла настолько успешной, что в 1965 году самолет получил свое собственное имя ТУ-134, а выпуск ТУ-124 свернули. Серийный выпуск ТУ-134 и его модификаций производился Харьковским авиационным заводом с 1966 по 1987 год. Свой первый отечественный пассажирский рейс самолет совершил в сентябре 1967-го по маршруту Москва — Адлер. Первый регулярный международный рейс состоялся 12 сентября 1967 года по маршруту Москва — Стокгольм.

За 21 год было изготовлено около 850 самолетов всех модификаций, включая военные. Руководство конструкторским бюро им. А. Н. Туполева в 1972 году наградили Государственной премией за создание серии самолетов ТУ-134. Это был первый опыт советского самолетостроения, когда самолет прошел международный контроль и получил международный сертификат летной годности.

Фото Евгении Горловой ©