«Так вот ты какое, Подмосковье!» — восхитился провинциал, впервые попавший в московский метрополитен. Анекдот хоть и с бородой, но отчасти прав. Такого метро, как в Москве, нет больше нигде в мире. Центральные станции метро красивы и богато украшены, как дворцовые покои. Дизайн вестибюлей и залов оформлен по самым высоким канонам искусства. Каждая станция – шедевральна: тут вам и сталинский ампир, и барокко, и классицизм, и ар-деко, и модерн. На материалы для украшения тоже не поскупились: разнообразие мрамора и гранита, полудрагоценные уральские самоцветы, смальтовое стекло, сталь, бронза, латунь.

Кольцевая станция метро «Комсомольская», расположенная над площадью трех вокзалов Ленинградского, Ярославского и Казанского, была открыта 30 января 1952 года. Она стала фееричным завершением сталинской архитектуры московского метро. В декоративном убранстве основного зала прослеживается связь с Казанским вокзалом, спроектированным Щусевым еще до революции.

Алексей Викторович Щусев стал основным архитектором станции метро «Комсомольская» кольцевой линии. Соавторами проекта выступили В.Д. Кокорин, А.Ю. Заболоцкая, О.А. Великорецкая, А.Ф. Фокина, В.С. Варванин. «Комсомольская» кольцевая относится к станциям глубокого заложения. Это означает, что станция сооружалась закрытым способом на такой глубине, при которой не требовалось вскрытия дневной поверхности грунта .

Тридцать четыре аркады опираются на восьмигранные колонны, которые облицованы розовым и серо-голубоватым мрамором – «газган». Фактически же оформление Кольцовой «Комсомольской» отразило патриотические речи Сталина, произнесенные им во время парада 7 ноября 1941 года, когда войска прямо с Красной площади столицы уходили на фронт. Потолочную часть украшают восемь панно, шесть из которых изображают русских богатырей и полководцев, а два других, что называется, с секретом. Изначально на панно «Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени» присутствовал отец всех времен и народов. Но после развенчания культа личности сталинские образы в 1963 году заменили на два других сюжета – «Триумф Победы» и «Выступление В.И. Ленина на Красной площади». Все панно выполнены в технике античной смальтовой мозаики. Художник Павел Дмитриевич Корин.

На Международной выставке в Брюсселе в 1958 году проект станции получил Гран-при. А сегодняшние гости города и москвичи (если, конечно, они успевают поднять голову во время стремительного ритма московской жизни) могут любоваться поистине царским великолепием московского метрополитена ушедшей сталинской эпохи.

Фото и текст Евгении Горловой©, июнь 2018 года

График экскурсий и сборных групп из Воронежа здесь.