Гостям города, кто прибыл на поезде и у кого на знакомство с достопримечательностями есть буквально считанные часы, есть отличный маршрут вокруг железнодорожного вокзала «Воронеж-1». И начинается он прямо на территории парка, прилегающего к первой платформе, на которую обычно прибывают московские поезда.
В скверике на постаменте возвышается грузовой паровоз Эр762-91. Это его официальное название, а в народе серию «Э» окрестили «Эхо», «Эховский», «Эшак». Первая модель была разработана в 1909 году инженером Вацлавом Лопушинским. Заказчиком выступила частная Владикавказская железная дорога. Массовый выпуск паровозов с доработками и новыми модификациями длился аж 45 лет с 1912 по 1957 годы.
В течение двадцатого века паровозы серии «Э» вместе со страной прошли Первую мировую, Гражданскую, финскую и Великую Отечественную войны, став участниками всех побед и поражений. На эшаках осуществлялись перевозки в первые пятилетки в тридцатых годах в период грандиозных социалистических строек, а во время Великой Отечественной войны «Эхо» эксплуатировались в прифронтовых зонах, пользуясь заслуженной славой надежных машин. Паровозы серии «Э» признаны рекордсменами паровозостроения: в течение сорока пяти лет их собирали на 24 заводах не только Советского Союза, но и в социалистических европейских государствах.
Значимость «Эховского» хорошо показал Андрей Платонов в рассказе «Старый механик»: «…Семья Петра Савельича … состояла из него самого, его жены и паровоза серии „Э“, на котором работал Петр Савельич…»
Будущий железнодорожный памятник прибыл из Москвы, предварительно пройдя восстановительный этап в Белгороде. Воронежский «Эр» датирован 1951 годом выпуска. Именно паровозами этой серии завершилась эпоха пара на железных дорогах нашей страны.
Текст и фото Евгении Горловой ©, ноябрь 2017 года