Первые памятники устанавливались императорам. Затем к увековеченным в бронзе и камне царям присоединилась плеяда известных литераторов, композиторов и выдающихся ученых. А вот на улицах Воронежа есть городские скульптуры четвероногим героям, шагнувшим в нашу жизнь со страниц книги и из кадров мультфильма.
В центре Воронежа на проспекте Революции около театра кукол сидит шотландский сеттер на небольшом возвышении без пафосного постамента, присущего памятникам. На ошейнике выгравировано его имя, но и без него пёс узнаваем сразу. Это собака из повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».
Трогательная история об одиноком, прошедшем войну пенсионере, у которого живет пёс нестандартного для данной породы окраса – белый с черными пятнами. Когда хозяин попадает в больницу, Бим, не выдержав разлуки, сбегает на его поиски и погибает. По повести в 1977 году режиссером Станиславом Ростоцким был снят двухсерийный фильм. Роль хозяина Бима, писателя Ивана Ивановича исполнил Вячеслав Тихонов, наш знаменитый Штирлиц из «Семнадцати мгновений весны». Как шутливо говорил писатель, «выпустил я своего Бима на волю в Воронеже, с тех пор он и бежит». И, действительно, книга и фильм буквально захватили не только всю страну, но и завоевали известность за рубежом.
Памятник Белому Биму Черное Ухо увидели воронежцы на день города в 1988 году. Создателями городской скульптуры стали Иван Дикунов и Эльза Пак, которых консультировал сам Троепольский, к сожалению, не доживший до момента открытия. Бим выполнен из нержавеющей стали, поскольку бронза не подходила по цвету к белой масти. Только ухо и одна из лап бронзовые. Скульптура выполнена в натуральную величину. Поэтому создается ощущение, что пёс, грустно вглядываясь в людскую толпу, ожидает своего хозяина. Редко, кто проходит мимо. Нет-нет, да и подойдут погладить сеттера по металлической холке. Тысячи рук дружескими касаниями отполировали ухо и нос так, что они сияют на солнце. Скромная по размерам скульптура заставляет трепетно сжиматься сердце от охватывающего чувства нежности, напоминая о губительной силе равнодушия, о том, как порой не хватает в нашем мире преданности, понимания и доброты.
Фото и текст Евгении Горловой ©, январь 2017 года