Довелось мне на зимние каникулы побывать в Туле. Да еще в рождественские морозы. Воспоминания детства с экскурсией нахлынули старые, а вот впечатления – новые, яркие. В Тулу надо обязательно съездить еще раз.
Славится Тула своим Кремлем, пряниками, оружием и самоварами. И памятники там замечательные. Каждый со своей историей. Об одном из них и будет рассказ.
В центре города стоит памятник, пожалуй, самому известному туляку, даже можно сказать, бренду города – Льву Николаевичу Толстому. Воздвигли монумент в 1973 году к очередному юбилею. Золотыми буквами на постаменте высечено толстовское изречение: «Писание моё есть весь я». Вот так эпохально и глобально.
Наш гид Егор Пронин, удивительный рассказчик, посоветовал обратить внимание на ноги каменного писателя. Что-то с ними не так. А «не так» выражалось в том, что Лев Толстой был в … ботинках. Неправда историческая, ибо Толстой ходил босиком, в лаптях или в валенках, но не в ботинках.
Городская легенда гласит, что изначально московский скульптор Буякин выполнил статую именно так: Толстой стоит босой. За несколько дней до открытия случился переполох. Великий русский писатель, а выглядит, как нищий! Позорище! Толстого в срочном порядке «обули» в гранитные ботинки.
Тульчане — народ веселый да острый на язык. Гранитному Толстому тоже досталось. Напротив памятника расположены торговые склады и спиртзавод.
Получилось, что великий писатель, выступавший всю жизнь за трезвый образ жизни, обращен лицом к специализированному алкогольному предприятию. Ну, так горожане и пошутили: «Лев Толстой идет за водкой». А шутка приклеилась намертво.
А кстати! В советские годы на здании типографии огромными буквами была изображена цитата вождя мирового пролетариата: «Значение Тулы для республики огромно». И наверняка эти слова Ленина упоминались ни в одной сотне сочинений тульских школьников. Но вот незадача, фраза вырвана из контекста. В телеграмме Тульскому ревкому в 1919 году полностью текст был таков: «Значение Тулы для Республики огромно. Но народ там ненашенский. За ним нужен глаз да глаз». Сомневался Ильич, ох, сомневался в туляках. А зря! С юмором в Туле всё в порядке, значит, наши люди!
За памятником – уютный скверик, где в честь Рождества Христова в морозный день воздушный ангел скромно трубил на весь мир о благой вести.
Фото и текст Евгении Горловой ©, январь 2015 г.