Среди множества экспонатов музея-усадьбы Д.В. Веневитинова в селе Новоживотинном Рамонского района Воронежской области есть один рисунок, сделанный поэтом для своей младшей сестры Софии. Рисунок бабочки «Павлиний глаз». С этим порхающим насекомым как раз и связана современная музейная легенда.
В семье у Веневитиновых Владимира Петровича и Анны Николаевны (в девичестве Оболенской) родилось четверо детей, одна из дочерей скончалась ребенком. Старшим был Дмитрий. Через год после него появился на свет Алексей, а еще через два года София. Дети получили великолепное домашнее образование. В «родовое гнездо» под Воронеж семейство приезжало на лето. Позже Дмитрий Веневитинов бывал в воронежской усадьбе 19-летним молодым человеком. Он вспоминал свое детство, проведенное в рамонских местах, в письмах к сестре, которую называл своей «маленькой любопытной Софи»:
«Приезжаем в деревню, куда направлен был весь наш путь <…> Ну что же. Путешествие я скоро забуду и впоследствии ничего не сумею о нем рассказать. Что касается деревни, то о ней я буду говорить в каждом письме и, по мере того, как будут возникать впечатления. Скажу вам только, что с восхищением я вновь увидел Дон, и не буду удивлен, если его волны станут для меня волнами Иппокрены. Я даже не могу еще говорить о нем. Чувство слишком сильно, надо ему дать успокоиться. Прощайте же, будьте здоровы и обнимите Вашего брата и друга Дмитрия». <Середина августа 1824. Новоживотинное>
«Дорогая Софи. Пишу вам, сидя на хлебной мере, что, однако, не помешает мне сделать вам, по обыкновению, доклад о всей неделе, которая, как все предшествующие, была, если так можно выразиться, соткана из удовольствий и неприятностей, Я вам сохранил только розы, шипы же еще не подходят к вашему возрасту; притом пересказывать другому свои невзгоды, это значит перешивать их дважды, и скажу вам откровенно, я такой любитель деревни, что скоро забываю все неприятности, чтобы спокойно отдаться наслаждению, а здесь есть чем наслаждаться. Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на средине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, так же мирно, как само счастье. Еще позавчера я любовался с высоты берега этою дивною картиною и луною, которая посреди безоблачного неба, казалось, радовалась своему отражению в волнах. Да, моя милая, я не скрою, все это может быть весьма смешно в письме, но в природе очень поэтично. Целую вас. Ваш брат и друг Дмитрий». <3-5 сентября 1824. Новоживотинное>
В архивах сохранились не только письма, но и девичий альбом Софии Владимировны, куда старшие братья Дмитрий и Алексей писали стихи и делали рисунки.
Изображение бабочки павлиний глаз притягивает взгляд. Насекомое легко распознать по отличительному рисунку на крыльях. Ее легко отличить от других представительниц отряда чешуекрылых по характерному рисунку, идентичному изображению на хвосте павлина. Отсюда и такое название.
Сотрудники музея-усадьбы подметили, что в главном здании тоже периодически появляются бабочки. Причем именно павлиний глаз. Другие не залетают в дом. Заведующий музеем-усадьбой Сергей Михайлович Волков подтверждает этот феномен с улыбкой, но факт остается фактом. Бабочка появляется не только летом, но и ранней весной, и поздней осенью во время экскурсий, литературных чтений или музыкальной гостиной. Говорят, это поэт-философ возвращается в родительский дом в крылатом облике. Возможно, что во время посещения музея-усадьбы Дмитрия Владимировича Веневитинова вы тоже увидите это чудо.
Фото и текст Евгении Горловой©, январь 2018 года