Во-первых, они были друзьями. Федерико родился в Римини, а Тонино – в Сантарканджело. Расстояние всего-то 10 километров. И дружба была настоящей. Полувековой. Во-вторых, с креативностью и юмором у обоих гениев было всё в порядке.
О том, как и чем прославились выдающийся режиссер и не менее выдающийся сценарист 20 века, можно написать не одну книгу. Я хочу рассказать всего лишь небольшой эпизод из жизни гениев.
Федерико Феллини был мастером карандашного рисунка. «Рисовал я всегда — сколько себя помню», — пишет он в своей книге «Я вспоминаю». Собственно и карьера Федерико начиналась с того, что он посылал свои рисунки в печатные издания с 11 лет. И когда Тонино Гуэрра стал придумывать ресторан в своем родном городе, то символом его стал рисунок Феллини – пышнотелой красавицы.
В книге «Делать фильм» в главе о задумках картины «8 ½» Феллини так описывает свое первое детское искушение:
«Великанша Сарагина была первой проституткой, которую я увидел в своей жизни. Произошло это на пляже в Фано, где проводили летние каникулы учащиеся колледжа при монастыре братьев-салезианцев. Сарагиной ее прозвали потому, что матросы в уплату за благосклонность давали ей килограмм-другой самой дешевой рыбы, чаще всего сарагины (прим. — мелкая сардина). С нас, мальчишек, она брала и того меньше, довольствуясь несколькими монетками, горстью жареных каштанов, форменными «золотыми» пуговицами или свечами, которые мы воровали в церкви. Жила Сарагина в полуразвалившемся укреплении, которое осталось на берегу после первой мировой войны. Это было самое настоящее логово, пропахшее смолой, трухлявым деревом и рыбой. За два сольдо она показывала притихшим мальчикам свой зад, закрывавший собой все небо, за три — слегка покачивала бедрами, а за четыре — поворачивалась к нам лицом. <… >Ты, конечно, скажешь: «Да что же это, Федерико, опять у тебя здоровенная баба, опять великанша…» Да, верно, в моих фильмах часто встречается образ женщины с пышными формами, большой, могучей… Но Сарагина — это само детское представление о женщине, одно из многих тысяч разнообразнейших проявлений, на какие только способна женщина. Сарагина, щедро наделённая какой-то животной женственностью, огромная, необъятная и в то же время обольстительно-аппетитная…»
Так Сарагина превратилась в Санджовезу, в честь родного города Тонино Гуэрра.
В 1990 году в центре Сантарканджело (Santarcangelo), у начала лестницы, ведущей к Башне Часов (Torre dell’Orologio), открылся Ресторан-Остерия Ла Санджовеза (Ristorante-Osteria La Sangiovesa). Здесь вы не найдете подогретую пиццу или фанту, чем обычно подчуют туристов, выдавая за местную кухню. Здесь настоящий оазис романьольских кулинарных традиций и цитадель пьядины истинной Романьи (Romagna).
Ресторан состоит из лабиринта 11 залов, интерьер которых придумал сам Тонино Гуэрра. «Ла Санджовеза» расположилась в античных руинах дворца Надиани (Palazzo del Conte Nadiani), ныне принадлежащих семье Маджоли (Maggioli). Начиная от входа, всюду изображения самой Санджовезы. Это символ и бренд Сантарканджело, точно также, как самый известный сорт вина Санджовезе (Sangiovesе).
Адрес La Sangiovesa:
Piazza Beato Simone Balacchi 14
Santarcangelo di Romagna (RN) • Italy
tel +39 541 620710 • fax +39 541 620854
sangiovesa@sangiovesa.it
Важно!
Ресторан отрывается с 18-00 и работает всю ночь В праздничные и выходные открыт на ланч
Фото и текст Евгении Горловой©, январь 2018 года