Так с гордостью горожане называют воронежское водохранилище, протянувшееся с севера на юг в длину на 35 километров. Истоки Воронежского моря уходят глубоко в историю, уводя нас во времена Петра Первого.

dsc07054-copy

Рукотворное чудо

На месте водохранилища раньше была река Воронеж. На ее берегах молодой царь Петр начал строительство русских кораблей. В ход шли массивы лесов, раскинувшихся на берегах реки. Деревья были настолько густы, что получили в народе название Чернавы.  Да только поспешность вырубки лесов нарушила речную экосистему, и в 1702-1703 годах привела к резкому обмелению. Судоверфь перенесли в Таврово, а вот с рекой надо было что-то решать. От пересыхания водоем спасли шлюзовые системы, сконструированные по проекту английского инженера Пери. Благодаря этой конструкции уровень воды в реке поднимался до 15 футов, а для судоходства были возведенные деревянная плотина и створчатый шлюз.

Впоследствии акватория в районе плотины стала настоящим проклятием для воронежцев, так как была буквально рассадником малярийных комаров, к тому же там скапливались всевозможные инфекции. В 1913 году в Воронеже большинство горожан страдали от этого страшного заболевания.

Власть Советов требовала превращения Воронеж в промышленный центр, который требовал конкретного решения водного вопроса. И дело было не столько в комарах, сколько в удовлетворении потребности города в водных ресурсах, которых катастрофически не хватало. ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1937 году было издано Постановление «Об оздоровлении реки Воронеж и ее поймы». Предлагались пути осушения и затопления. Решили действовать по второму варианту оздоровления реки и построить водохранилище. За дело взялись ученые, сотрудники строительных и гидрологических организаций. Проводились экономические и геоботанические обследования, велись многочисленные научные разработки, но реализовать планы помешала война.

dsc08377-copy

Работы по возведению рукотворного чуда возобновились лишь в 70е годы. На создание водоема отводилось пятнадцать лет, но ударными темпами водохранилище было построено всего лишь за три года! И вот в апреле 1972 года состоялось официальное открытие Воронежского моря. Основные задачи, которые решал водоем, явилось орошение земель, обеспечение водными ресурсами крупные промышленные предприятия и, конечно, создание любимого места отдыха воронежцев.

Стоит отметить, что реализованный проект в Воронеже стал первым в СССР рукотворным водохранилищем такой площади и объема, находящимся в черте города.

Нынешняя площадь Воронежского моря занимает 70 квадратных километров, средняя ширина – 2 километра, а глубина водоема  — в среднем 3 метра.  Гидроузел состоит из каменной плотины длиной 1100 и шириной 10 метров, водосброса высотой 8,5 метров, однокамерного шлюза и проложенного над входом в шлюз моста.

%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b0%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82

Чернавский мост 90-е годы

Необитаемые острова

За время существования река Воронеж, а затем и водохранилище обрастало не только флорой и фауной, но и преданиями. До сих пор ходят легенды, что на дне водохранилища, под глубоким слоем ила, сохранились останки затонувших кораблей и мореный дуб петровских времен. И если истории про подводные сокровища всего лишь вымысел, то необитаемые острова, как и положено настоящему морю, у Воронежского точно есть.

dsc06475-copy

В акватории водохранилища находится десяток таких островочков, которые не что иное, как бывшие возвышенности, оставшиеся после затопления пойменных лугов и лесов. Воронежцам известны их романтические названия – Остров любви, Песчаный, Рыбачий, Багратионовский, Петровский. В водохранилище есть и рукотворные острова, представляющие собой Придаченскую дамбу и дамбу железнодорожного моста.

Соединяя берега

Водохранилище делит Воронеж на две половины, а соединяют правобережную и левобережную части города мосты. Одним из старейших мостов Воронежа является автомобильно-пешеходных шестиопорный Чернавский мост. Упоминание о нем в исторических документах датируется началом XVIII века, а это значит, что мосту уже более 300 лет.

dsc06234-copy

За время своего существования Чернавский мост стал одним из символов Воронежа. Но старый не означает несовременный. Долгое время мост находился на реконструкции, и в октябре 2009 года предстал перед жителями в обновленном виде и был открыт для движения.

dsc06277

К тому же, ведущая от моста набережная Масалитинова не только разгружает транспортный поток города-миллионника, но и объединяет три главных воронежских моста – Чернавский, Северный и ВОГРЭСовский.

dsc06986

Соединяющий Ленинский и Левобережный районы города автомобильно-пешеходный мост получил название от расположенной вблизи от него Воронежской ГРЭС. ВОГРЭС хорошо видно с моста.

dsc07155

Построенный в 1954 году, мост соединил берега города и получил транспортную развязку на Курск и Белгород.

dsc02365

Самый современный и молодой мост над водохранилищем – Северный.  Он был построен в 1986 году к 400-летию города. В перспективе планировали ввести в эксплуатацию на нем скоростной трамвай. Однако, верхний рельсовый ярус с 2008 года был признан аварийным.

dsc02354

Однако мост остается автомобильно-пешеходным и имеет два уровня. Кстати, именно на Северном мосту проходили съемки одного из эпизодов фильма «Мужская женская игра».

dsc02606-1-copy

А Воронежское море продолжает жить. Зимой оно замерзает и становится пешеходным – можно прогуляться вдоль берегов. Для рыбаков – любителей зимнего лова – самое раздолье. По весне бывает на водохранилище настоящий ледоход, с глухим треском льдины возвещают приход тепла. А летом по акватории курсирует прогулочный катер, давая возможность воронежцами гостям города полюбоваться обоими берегами Воронежа одновременно.

dsc03615-copy1

Сейчас Адмиралтейскую набережную украшает корабль-музей – действующая копия «Гото Предестинации».

Фото и текст Евгении Горловой ©