Есть на Воронежском водохранилище, южнее Вогрэсовского моста, необычный памятник. Издали, несведущему человеку даже непонятно, что за глыба плещется в волнах. И лишь приглядевшись в бинокль или подплыв на лодке поближе, можно рассмотреть мужественный корабль.

dsc07012-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f

Макет легкого парусного судна возвышается на бетонном постаменте как напоминание о славной истории Воронежа – колыбели русского флота. Российское кораблестроение исчисляется столетиями, но именно в Воронеже по приказу царя Петр I были заложены основы российского флота и возведены первые плавучие красавцы. Именно благодаря трудолюбию и усердию воронежских корабелов,  Россия гордо показала свои собственные судна удивленным иностранцам.

dsc07019-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f

Баркалон «Меркуриус» был построен на воронежских верфях под надзором датского корабельного мастера капитана Симона Питерсона в кумпанстве князя Петра Львова. Двадцати шести пушечное парусно-гребное судно в ширину насчитывало около 8 метров, а в длину достигало почти 40 метров. Вместе с военными кораблями «Отворенные врата», «Сила» и «Цвет войны» весной 1699 года «Меркурий» принял участие в Керченском походе. Команду корабля, состоявшую из 89 специально обученных морскому делу человек, возглавлял капитан-камендор Иван Валрант, которому полагался белый командорский вымпел на маневрах в Азовском море. В походе «Меркурий» пострадал, получив пробоину, но был восстановлен и прослужил Отечеству верой и правдой до 1716 года.

Оригинальность воронежского памятника заключается не только в его местоположении, но и в опасном наклоне «Меркурия». С каждым годом, под воздействием волн, корабль накреняется все ближе и ближе к воде, что дает полное право воронежцам сравнивать памятник «Меркурий» с известной итальянской Пизанской башней.

Фото и текст Евгении Горловой ©