В центре Воронежа множество памятников. Каждый из них связан своей историей с определённым этапом жизни страны и, конечно, с различными перипетиями эпохальных свершений, коснувшихся Воронежа. За такое изобилие памятников центр города можно смело назвать музеем под открытым небом. И, действительно, любая городская скульптура устанавливалась не просто так. Это своеобразный узелок памяти для ныне живущих горожан и для будущих потомков о людях великих и их свершениях на благо Родины. А началось всё с Петра Первого.

Именно этот памятник стал первым в городе. Да и, собственно говоря, воронежский Петр Первый, фактически стал пионером среди себе подобных в России. До Воронежа были установлены три монумента: знаменитый Медный Всадник, растреллевский император перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге и монумент в Кронштадте. А уж после воронежского опыта по всей стране стали появляться изваяния Петра, большинство из которых под копирку повторяло творение скульптора Марка Матвеевича Антокольского.

Но вернемся к Воронежу. Между задумкой и исполнением прошло двадцать восемь долгих лет.Дело было так. В 1832 году губернатор Дмитрий Никитич Бегичев выхлопотал разрешение на установку памятника у Николая I. Но было одно «Но!»: деньги воронежцы должны были собрать своими силами. Что и говорить, обидно получилось, ведь на кронштадтского Петрушу самовержец денег дал. Но что есть – то есть!

Задумка Бегичева была поистине масштабной: он хотел устроить настоящий петровский музей, выкупив у частных лиц остров и цейхгауз, а саму скульптуру установить там, где сейчас в Воронеже расположена Адмиралтейская площадь. Да так, чтобы бронзовый Петр Алексеич указывал царственным перстом в сторону Азова. Стали собирать пожертвования, но их хватило лишь на часть подготовительных работ. Поэтому Николай I, следивший за развитием событий, велел приостановить дело, затянувшееся на три года.

Прошло время, в Воронеже сменился губернатор, а в России — государь. И теперь уже генерал-майор Николай Петрович Синельников подает прошение Александру II: «Проект памятника, основанный на исторических фактах, изображает Петра Великого во весь рост, в мундире того времени, опирающегося одной рукой на якорь в память построения в Воронеже флота, а другой указывающего на Азов, покорённый этим флотом».

Указующий перст императора Петра Первого. А вот куда на самом деле показывает воронежский Петр, вы узнаете, побывав на экскурсии по Воронежу

Император благосклонно дозволяет возобновить работы и даже добавляет к оставшимся от первой попытки 1530 рублям еще 2,5 тысячи из казны. Воронежцы с энтузиазмом восприняли новость и стали делать благотворительные взносы, что в общей сумме составило аж 9244 рублей серебром. Казенные и народные деньги тратились под надзором, а отчеты о затратах регулярно публиковались в «Губернских ведомостях».

Авторы памятника архитектор-художник Давид Иванович Гримм и скульптор Антон Евграфович Шварц постарались на славу, тщательно проработав детали внешности царя-реформатора, для сходства использовали посмертную маску Петра I. Император, облаченный в костюм Преображенского полка, правой рукой опирается на якорь стоп-анкер. О том, что Александр II следил за возведением монумента, говорит и то, что монархом было высказано сомнение в достоверном изображении обуви Петра I. По исторической байке, был отдан приказ о проверке петровских ботфортов на соответствие моде того времени. Постамент для памятника выполнили из воронежского розового гранита. Отшлифованные плиты доставляли по Дону в Воронеж.

А тем временем, в Воронеже — снова новый губернатор. Им был назначен граф Дмитрий Николаевич Толстой, который вместе с командующим 4-м армейским корпусом генерал-лейтенантом бароном К. К. Врангелем разработал целый церемониал торжественного открытия первого памятника в городе. 30 августа 1860 года Воронеж гудел в предвкушении грандиозного события. Еще бы! В город для особого случая был направлен Азовский полк.

После литургии в Троицком Смоленском кафедральном соборе (ныне на этом месте находится концерн «Созвездие») прошествовал крестный ход, был совершен молебен Святителю Митрофану. Памятник освятили и наконец-то открыли под сопровождение артиллерийской пальбы, состоявшей из 101 залпа. Празднества продолжились торжественным обедом на 400 персон в Дворянском собрании. А городской театр дал бесплатное представление «Дедушка русского флота».

Но приключения воронежского Петра Первого на этом не закончились. Новая власть страны Советов пощадила бронзового императора, хотя раздавались недовольные выкрики в прессе о том, чтобы снести «цареву чучелу». Но ярым критиканам разъяснили, что Петр – это правильный царь-реформатор, то есть практически «большевик». Так Петр Первый и остался сначала дореволюционной, а потом и советской «визитной карточкой» Воронежа.

Город и жители просто срослись с Петром и сквером, названным в его честь. Будто всегда он был. Но огненное жерло войны памятник не пощадило. Говорят, что бронзовую статую немцы увезли на переплавку. Осиротел Петровский сквер. Освобожденный и разрушенный почти до основания Воронеж остался с опустевшим гранитным постаментом, испещренным выбоинами от пуль и снарядов. Город возрождался из пепла, строились новые здания, любовно-бережно восстанавливались старые постройки, но все равно без Петра, словно что-то очень важное потерял Воронеж.

После усердных общественных обращений, вышестоящие органы решились на воссоздание монумента. Это был единственный случай за всю историю СССР, когда по специальному постановлению изготовили памятник русскому царю. Реконструкцию доверили скульпторам Н. П. Гаврилову и Г. А. Шульцу, которым пришлось проделать скрупулезную работу, изучив описания и фотографии памятника. Работа началась в 1947 году. Смета расходов для восстановления памятника, утвержденная Воронежским облисполкомом, составила немалую сумму — 672 тысячи рублей.

Воссозданный бронзовый Петр получил два новшества. Во-первых, царь внешне «помолодел», поскольку приехал впервые в Воронеж отнюдь не старцем. А во-вторых, для динамичности скульптуры левая пола камзола стала откинута ветром времени. Бронзового Петра Первого, высотой 3 м 20 см, отлили на Мытищинском заводе художественного литья. Восстановленный памятник в окружении пяти настоящих корабельных орудий был торжественно открыт 10 января 1956 года. Так в Воронеж снова вернулся Петр Первый.

Фото и текст Евгении Горловой ©, декабрь 2017