27 августа 1863 года в Санкт-Петербурге произошло знаменательное событие: был представлен новый вид городского пассажирского транспорта — конно-железная городская дорога, которая стала предшественницей современного трамвая.
Конка предоставляла пассажирам комфорт и возможность передвижения по городу по весьма доступной цене. Петербуржцы, как первые жители Российской империи, оценили преимущества этого вида транспорта и были в восторге от него. Спрос на конку был огромным, однако её скорость оставляла желать лучшего: при скорости пешехода около 4 км/ч конка могла разогнаться лишь до 8 км/ч, что вызывало в народе шутки: «Конка, конка, догони цыплёнка». Но, как говорится, лучше медленно ехать, чем быстро идти.
Конка (сокращённо от «конно-железная городская дорога») — это исторический вид общественного транспорта, который широко применялся до перехода железных дорог на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу. Конка была особенно популярна в качестве городского транспорта, став предшественником электрического трамвая.
Конка представляла собой открытый или закрытый экипаж, иногда двухъярусный с открытым верхом (империал). Вагон тянула пара лошадей, управляемая кучером, по рельсовым путям.
В память об открытии нового вида транспорта в XIX веке 27 октября 2004 года на Васильевском острове была установлена копия старой Санкт-Петербургской конки в натуральную величину, выполненная по чертежам вагона Путиловского завода образца 1872-1878 годов. Через год перед вагоном установили скульптурную группу из двух коней, выполненную скульптором Ахнафом Зиякаевым. Без этих коней вагончик выглядел бы незаконченным.
Место для установки копии конки было выбрано не случайно. Один из первых маршрутов следовал от площади Восстания через Невский проспект на стрелку Васильевского острова, а второй — от Адмиралтейства до 6-й линии Васильевского острова. Конка перестала существовать как вид транспорта в 1917 году, уступив место трамваю.
Место расположения: Санкт-Петербург, 6-я линия Васильевского острова, уч.11
Фото и текст Евгении Горловой©, 2024 год