Сикульский Неас, греческий Неатон, римский Нетум, арабский Нут – это всё имена современного Ното, города, название которого связано с обширной территорией, равной примерно трети современной Сицилии. В IX веке арабы завоевали часть Византийской империи. Для управления самым большим островом Средиземного моря, они разделили территорию Сицилии на три провинции: Валь Демоне, Валь Мазара и Валь ди Ното. Главным городом последней был Ното. Интересно, что такой порядок сохранялся вплоть до начала XIX века, пока род Борбоне стал вводить административные новшества.
Пожалуй, самое страшное потрясение для Ното произошло 11 января 1693 года, когда ужасающее 11-бальное (по шкале Меркалли) землетрясение разрушило всю юго-восточную часть Сицилии. В результате природной трагедии погибли 93000 человек и полностью разрушены 60 гордов юго-восточной и северо-восточной Сицилии. Вице-король Франческо Пакеко, представляющий испанскую корону на Сицилии, организовал спасательные работы. А герцог Камастры Джузеппе Ланза (1630-1708) получил полномочия на восстановление городов и должность викария Валь Демоне и Валь ди Ното. Полностью разрушенные города забрасывают, и возводят новые. В результате на Сицилии наступает эпоха, подарившая миру величественные здания, необычайной красоты.
Центр Ното герцог Камастры разместил на холме Мети, в семи километрах от разрушенного землетрясением исторического центра. Город выстраивался в виде шестиугольной крепости с прямыми широкими (антисейсмическими) ортогональными улицами, куда выходили главные монументы и дома города Ното.
Кстати! Ортогональными улицами называются пересекающиеся исключительно под прямым углом. Обычно между ними расположены прямоугольные жилые кварталы приблизительно одного размера. Ортогональная система планировки – изобретение греческого архитектора-градостроителя Гипподама из Милета.
В течение всего восемнадцатого века Ното был огромной стройплощадкой. Важным требованием было соблюдение единого стиля. Так появился неповторимый архитектурный образ Ното в духе позднего Возрождения. Блистательные архитекторы Гальярди, Лабизи, Синатра, вместе с целыми бригадами резчиков, переезжавших в Ното вместе с семьями, создали эту удивительную жемчужину барокко.
Каждое строение здесь богато украшено роскошными декорами, которые практически не повторяются. Большинство городов Сицилии, и соответственно, каменных построек в них, выполнены из темного лавового камня. А вот здания в Ното возводились из сияющего на сицилийском солнце песчаника, поэтому Валь ди Ното стали называть «городом золотого барокко». И сейчас это богатство находится под охраной ЮНЕСКО.
От Королевских ворот, построенных в 1838 году, ведет парадный проспект Витторио Эммануэле III, слово гигантскими театральными декорациями украшенный палаццо, площадями и храмами. Но парадный вход – не обычная римская арка. Величественные городские ворота были созданы неапольским архитектором Орацио Анжелини в память о преданности, проявленной городом Ното во время вспыхнувшего восстания 1837 года против сицилийского короля Фердинандо IIди Борбоне. На аттике расположены символы: бык, означающий силу, борзая собака – преданность Борбонам, и наконец, пеликан – знаменующий одновременно христианство и самоотверженность и самопожертвование.
Кстати! Изображение пеликана часто встречается в архитектурных и религиозных объектах Сицилии. Это раннехристианский символ, пришедший из легенды, гласящей о самопожертвовании птицы, расклевавшей себе грудь и спасшей своей кровью птенцов. Подобно тому, как идет причащение через Тело и Кровь Христовы. Во времена средневековья этот образ изображался на гербах. Причем по геральдическим канонам число птенцов должно быть обязательно нечетным – любовь делить нельзя. Иногда пеликан используются символом донорства.
Одной из видовых визитных карточек Ното стала церковь и монастырь Св. Франческо Аль Иммаколата. Огромная лестница приковывает взгляд. А появилась она из-за выравнивания дорог в городе. В 60х годах XIX века для улучшения проезда карет уровень главной улицы был понижен до нескольких метров (сглаживали возвышенности и неровности). Пришлось найти выход, пристроив к входу в церковь Св. Франческо широкую лестницу, которая сыграла только на пользу внешнему облику, придав эффект легкости и могущественности строению. По названию церкви понятно, что эта обитель францисканцев. А рядом расположилась городская резиденция ордена Бенедектинцев — монастырь и церковь Сантиссимо Сальваторе.
Параллельно монастырю Сальваторе расположен монастырь и церковь Святой Кьяры (Санта-Кьяра), возведенный для ордена Бенедектинок.
Дальше небольшая площадь, где расположен палаццо (дворец) Дучецио (принадлежал к знатному роду местного населения – сикулов). Ныне в нем расмещается муниципалитет Ното.
Ещё один символ Ното – собор Сан-Николо, датируемый 1776 годом и признанный одним из главных шедевров сицилийского барокко. К центральному входу ведут три марша широкой парадной лестницы. У собора две колокольные башни с часами, венчающиеся маленькими куполами. В марте 1996 года произошло обрушение купола и части кровли центрального и правого нефов. Но в 2007 году собор был отреставрирован и вновь открыт для прихожан и туристов.
Палаццо Николачи принадлежало богатому и образованному аристократу Джакомо Николачи, который для своей семьи создал маленькое царство из … 90 комнат.
Дворец знаменит балконами, которые получили название по шикарному тематическому декору: балконы юности, крылатых лошадей, сирен, львов, турок. Фигуры поддерживают основание балконов, а балконные решетки выполнены в форме «гусиной грудки» для того, чтобы вместить пышные юбки дамского наряда.
Элита Ното создала настоящий квартал престижных дворцов, которые окружали площади и улицы города. Палаццо обычно строили в три этажа, каждому из которых отводилась своя роль. На первом этаже располагались мастерские, конюшни, складские помещения, выходящие во внутренний двор. Второй этаж – дворянский, хорошо освещенный, богато украшенный – место для проживания хозяина и его семьи. Третий этаж отводился для маленьких детей и прислуги. Здесь же располагались гостевые комнаты.
Важное значение отводилось парадной входной группе и, конечно, монументальной лестнице. Всё подчинялось единому замыслу – впечатлить, удивить, огорошить посетителя и достойно подготовить его к встрече с хозяином дома. Но и внутреннему двору уделялось внимание при строительстве. Он должен был быть как можно больше по размеру. Во-первых, чтобы дать возможность маневра для карет аристократа и его гостей. А во-вторых, дать как можно больше света выходящим во двор комнатам. Поэтому если и сажали деревья, то давали вырастать им не выше первого этажа.
Словом, по Ното надо гулять неспешно рассматривая детали улочек, заглядывая в магазинчики с обязательным улыбчивым buongiorno, пробуя разные вкусы потрясающего gelato – итальянского мороженого, угощаясь глотком ароматного кофе, впитывая в себя всю окружающую красоту этого дивного уголка Сицилии. А на обратном пути не забудьте купить вяленые помидоры. Они тут отменные!
Фото и текст Евгении Горловой ©, октябрь – декабрь 2018 года