В магазин дорогих вин и сигар вошел покупатель и замер от удивления. Среди полок с бутылями, между декорированных деревянных ящиков с пятилитровой «Мадам Клико» на маленьком высоком стульчике сидел ДЖОКЕР. Он хитро улыбался лукавыми глазами, как бы при этом спрашивая: «Ну, что братец, поддадимся искушению?» Вот такие получаются куклы у Ларисы Гуцевой, живые и с характером. Они не для игры, они не просто украшение интерьерного декора, они вызывают ассоциации, наводят на мысли и размышления.

dsc05987

 Окунуться в детство, где все было уютно и просто

В детстве с каждым из нас происходят чудеса. И только возвращение к ним на протяжении всей жизни делает нас по-настоящему счастливыми. Лариса выросла, окунувшись с головой в реальную жизнь, став настоящей бизнес-вумен. На работе  — она строгий, но справедливый руководитель для своих подчиненных. Выходных практически не бывает. Но ночи – ночи посвящаются творчеству. Лариса – очень одаренный творческий человек, она пишет картины маслом, мастерит цветы из кожи, прекрасно фотографирует, но наиболее ярко ее талант раскрылся в создании кукол. Каждая ее кукла — это и фантазия автора, и в то же время – реальный мир, который – вот он, совсем рядом, в котором мы живем каждый день. За очевидным и обыденным мы его порой не видим и не замечаем. А кукла, сделанная руками Мастера — это возможность вспомнить о себе, о том, зачем мы в этом мире и попробовать сказать об этом  с ее помощью.

dsc008442

Технология вдохновения

Делать кукол так, чтобы это было профессионально, Лариса училась самостоятельно. Всю информацию она нашла в интернете, смотрела мастер-классы, читала журналы. И очень благодарна мужу и маленькой дочке за поддержку и понимание ее увлечения. Всей семьей обсуждаются новые мысли, в процессе изготовления новой куклы муж дает дельные советы. А дочка, глядя на маму, лепит своих мишек и собачек из детского пластилина.

Лариса Гуцева не делает портретных кукол, не работает под заказ, она создает их по велению сердца, от души. Но иногда случаются удивительные истории. На одной из выставок к стенду Ларисы подошла девушка, как две капли воды походившая на куклу Рыжая Соня. «Это же я!»- потрясенно воскликнула зрительница.

dsc09480-1

Как же происходит рождение куклы? Сначала возникает идея, которая бередит душу и не дает покоя, пока не оформится в целостную мысль. Лариса не делает эскизов будущей куклы, доверяя бумаге лишь отдельные детали одежды, обуви и аксессуаров, будь то ремень или сумочка.  Отдельно продумывается поза будущей куклы. Ведь она должна полностью соответствовать анатомическому строению человека. Любая кукла начинается с работы над ее головой. Она, как и все открытые части тела куклы, лепится из полимерного пластика. Он с виду напоминает тугой пластилин, который потом запекается при высокой температуре и обретает необходимую прочность.

dsc00789

Лицо куклы лепится и раскрашивается вручную. Как только нарисованы глаза, кукла начинает жить. Особо внимание Лариса придает рукам кукол. Они получаются настолько реалистичными, что говорят своим языком жестов. Например, для тетушки Ревекки отдельно лепились руки с отчетливо выраженными старческими венами, отдельно — маленькие ногти, которые после вставлялись в ногтевое ложе.  Кропотливейшая работа! Но результат того стоит.

dsc06011

Дальше для куклы создается соответствующий пропорциям человека каркас из толстой проволоки, толщиной в мизинец. Тело набивается специальным трикотажным наполнителем. И происходит процесс сборки: ручки-ножки-туловище, и получился человечек.

dsc00729

Одежда и обувь делаются по особым выкройкам. Тут главное – мыслить категориями кукол. А это значит, что можно порезать дорогущие кожаные перчатки, чтобы смастерить сапоги-ботфорты на шнуровке для будущей красавицы-куклы или сшить клоунские башмаки. Кстати, для того, чтобы научиться обувать своих героев, Ларисе пришлось по-настоящему изучить технологию пошива обуви.

dsc00731

Одежда тоже требует внимания и времени, чтобы подходила по фигуре и соответствовала задумке. Для наряда Лариса использует только дорогие натуральные ткани – шелк, бархат, кружево. Они добавляют именно особый оттенок правдоподобия кукле. Закладываются нужные складочки, соответствующие позе фигуры, и пропитываются специальным отвердевающим клеящим составом, предохраняющим от деформации и делающим более долговечной ткань. И вот кукла начинает жить…

Куклы не меняют мир. Это делают те, кто их создает…

А жизнь – это выставки, конкурсы и показы. Где только не побывали куклы Ларисы! От Воронежа до Европы путешествуют они, даря радость, искренность и счастье. Среди любимых кукол автора  — мишки Тедди. Почему мишки и почему Тедди? Они уютные, мягкие, добрые и волшебным образом переносят в детство. Когда дети вырастают, то их мишки попадают в плюшевый рай. А еще у этих игрушек давнишняя история…

dsc00743

Америка и Германия уже много лет ведут спор за родину мишки Тедди. А дело в том, что мишка появился в обеих странах почти одновременно, но назван в честь президента США Теодора Рузвельта.

В октябре 1902 года в немецком городе Гейнгене некий Рихард Штайфф, дизайнер игрушек, работавший в семейной фирме, основанной его тетушкой Маргарет Штайфф, попал на цирковое представление бродячего цирка. И когда Штайфф увидел группу дрессированных медведей, Рихарда осенила блестящая идея. Медведи-игрушки существовали и раньше, но все стояли на четырех лапах, как настоящие лесные жители. А дизайнер игрушек придумал мишку, который по своему строению был подобен куклам и мог стоять на задних лапах, как цирковой.

dsc00781

Практически в это же время, за много тысяч миль от Германии, президент Теодор Рузвельт прибыл в штат Миссисипи для урегулирования пограничного вопроса. Один день визита был посвящен охоте. Охрана президента, прочесывая лес, нашли потерявшегося медвежонка. Малыш был вытащен из берлоги специально для удачного выстрела. К чести Рузвельт, отказался стрелять в беззащитного детеныша, в ярости распорядившись отпустить маленького лесного бродягу. От журналистов, сопровождавших президента, об этой истории узнал карикатурист Клиффорд Бэрриман, который изобразил историю происшедшего в карикатуре под названием «Проведение границы в Миссисипи». Рисунок облетел все газеты. А предприимчивый владелец свечной лавки в Бруклине Моррис Мичтом, взяв за образец рисунок Бэрримана, быстренько сделал выкройки и вместе с женой сшил маленькую игрушку-медвежонка из отдельных частей. Моррис выставил свое произведение в витрине магазина с карикатурой и подписью «Медведь Теодора» (Teddy»s Bear»). Неожиданно новая игрушка обрела популярность и была мгновенно раскуплена, как горячие пирожки. Со временем в названии медвежонка буква «s» потерялась, и мишка получился просто Тедди. Говорят, что президент сделал этого медвежонка своим талисманом, и именно это и помогло ему выиграть следующие президентские выборы.

dsc008283

Далее история продолжилась в Англии, где родилась история про плюшевого мишку Вини-Пуха. Вторая мировая война волной смыла теддиманию, рынок заполонили множество толпы медведей из дешевых тканей, а плюшевое обаяние медвежат было почти забыта. Но в 60-е годы во время войны во Вьетнаме и Карибского кризиса актер Питер Булл, вспомнил про милого и трогательного медвежонка. Тедди с мог напомнить о доброте и мире, которых тогда так не хватало.

Суматошные восьмидесятые годы преобразили медвежонка. Вышла трогательная серия поздравительных открыток компании Carte Blanche в стиле Me to you. А уже в 1995 году мягкая игрушка с новым дизайном, к которому мы сейчас так привыкли – серенький мех, трогательное выражение мордочки, даже чуть застенчивое, заплатки и голубой носик – стала символом нежности и любви. И у мишек появились друзья в стиле Тедди – котята, лисята, щенята.

dsc00766

Чем объяснить же такой интерес к куклам?

В последнее время пришло осознание ценности ручного труда. Творчество перестало восприниматься, как ничего незначащие поделки. Авторская кукла – это уникальное произведение и во временном, на создание которого уходит от одного до трех месяцев кропотливого труда и душевных сил, чтобы облик был законченным и совершенным, наиболее точно отражающим авторскую мысль, и в финансовом, когда себестоимость куклы доходит до десятка тысяч рублей. Тут выручает бизнес. На созидание тратить не жалко. Ведь так рождается настоящее искусство.
Сейчас большая часть работ Ларисы находится в частных коллекциях. Но есть некоторые куклы, с которыми она не может расстаться. Например, это ее первая профессионально сделанная кукла –  девочка Эльф. Через все творчество Ларисы проходит собирательный образ Грустного Клоуна, той первой игрушке, которая так дорога ее маме. Смех сквозь слезы, печаль и радость, идущие бок о бок – все как в жизни. У каждой куклы — свое имя, своя история, свое настроение и свой неповторимый характер, потому что сделаны они с любовью и душой. Порой кажется, что это и не куклы вовсе, а совершенно живые маленькие люди.

dsc006863

Тот мир, который создает Лариса Гуцева, он не для сегодняшних детей. Он — для того самого ребенка, что живет в каждом взрослом. И даже если мы не можем летать в реальном мире, то в кукольном  крылышками помашем обязательно.

 

Январь, 2013 год