Знаменитый черный квадрат Казимира Малевича известен любому, даже неискушенному в живописи, человеку. Но мало, кто знает, что хедлайнер супрематизма создавал шедевры (ибо просто-гениально и удобно) советской посуды. Предполагалось, что фарфоровые творения будут повседневностью быта советского человека. Но в итоге увидеть авангардную посуду можно только в музеях и частных коллекциях.

Супрематизм — это течение в искусстве авангарда. Его основоположником был советский художник и педагог Казимир Малевич. Первой работой в этом стиле эксперты считают «Черный квадрат», или, как назвал его сам автор, «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913».

Термин «супрематизм» происходит от латинского слова supremus, которое означает «высший» или «превосходный». Под супрематизмом Малевич подразумевал искусство будущего — оно должно было заменить традиционную живопись. Супрематисты стремились передать окружающую действительность с помощью цвета и геометрических форм (прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника), комбинируя их.

Государственный фарфоровый завод (ГФЗ) в Петрограде, до Революции известный по всему миру как Императорский фарфоровый завод, был нацелен на воплощение идей нового советского мира. Руководил заводом ученик Ильи Ефимовича Репина мастер книжной графики и керамист Сергей Чехонин. Оставшиеся с прошлых лет фарфоровые заготовки декорировали молодые художники, украшая лозунгами и советской символикой. Часть продукции носила исключительно декоративное значение.

Многочисленные тарелки-панно занимали почетное место в посудных шкафах, на комодиках, стенах квартир. Да и кому бы пришло в голову наполнять пищей прибор с лозунгами «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Да здравствуют Советы», «Всем, кто смел и сердцем молод, в руки книга, серп и молот», или, к примеру, использовать в повседневном быту посуду с портретом дорого вождя Владимира Ильича. К росписи привлекались Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин и другие живописцы и графики.

С 1920х годов ГФЗ начал сотрудничать с художниками-авангардистами Казимиром Малевичем, Ильей Чашником и Николаем Суетиным. И Малевич пошел дальше – от цвета к форме. В его сервизе соединились предметы необычного внешнего вида. Так, супрематистский чайник белоснежного цвета сосредоточил в себе четкие геометрические линии, или как говорил сам художник: «Это не чайник, но идея чайника». А из чашек сделал получашки. Обычно в предмете используется только одна сторона, поэтому Малевич разделил обычную чашку по вертикали на две половинки, заменив ручку на прямоугольник. И теперь новая модель чашек стала удобнее и экономит пространство в шкафу.

Конечно, не обошлось без исторических анекдотов. Говорят, что идея половинчатой чашки была подсказана случаем из жизни. Зашедшие в гости приятели засиживаться долго не могли, но и отказать гостеприимному хозяину тоже не хотелось. Поэтому выбрали золотую середину: «Мы ненадолго, только на полчашечки». Это-то и натолкнуло Малевича придать чашке рассеченную по вертикали форму. Мол, хотите полчашечки, а пожалуйста!

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге хранится первый комплект чайника и получашек. Идея авангардной посуды новых революционных форм, увы, не прижилась у простого народа, и очень быстро после 1923 года производство вернулась к привычным формам чашек и чайников. А первый комплект чайника с чашками-половинками находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Для любителей авангарда есть хорошие новости: в конце 20 века на Императорском фарфоровом заводе (прежнее название вернулось) решили воссоздать формы авангардистского течения. В 1991 году выпустили первый качественный образец. Начиная с 2002 года, пятипредметный сервиз Казимира Малевича вошел в ассортимент Императорского фарфорового завода.

Фото и текст Евгении Горловой©, август 2023 года