Турист вернулся из турпоездки по Франции. Жена его спрашивает:
— Ну, как там, в Париже, рассказывай.
— Ну, что тебе сказать? Помнишь, у тещи на кухне висела Джоконда?
— Помню, конечно.
— Так вот, теперь она в Лувре.
Сначала пресловутая пирамида, которая навела в свое время много шороху. Кто-то тогда осуждал, мол, портит вид, кто-то восхищался. Вообще пирамид-то три, но вход через большую, и сейчас они уже настолько привычны нашему глазу, что кажутся, будто эти стеклянные сооружения здесь были уже при Людовике какомтотампосчету.
Бочка лифта плавно перевозит партии туристов, страждущих прикоснуться к прекрасному.
Остальным предлагается возможность спуститься вниз по ракушке витой лестницы. Опять удивляюсь и восхищаюсь, как стекло и бетон органично вписались в историю королевского дворца.
В Лувре, как в Греции, есть всё. Через несколько часов торжественных блужданий по залам с открытым ртом, постепенно утрачивается чувство реальности. И это притом, что в информационном центре можно спокойно и, что очень приятно – БЕСПЛАТНО взять мини-путеводитель по музею на РУССКОМ языке. Есть и на других языках, но мне надо было на русском. Чтобы найти ту самую тещину Джоконду. И еще скульптуру Амура и Психеи, поздняя копия которой находится в Эрмитаже, сравнить, так сказать… И еще, да много чего еще. По путеводителю нашла почти все, что искала. По пути восхищалась анфиладами музейных залов со стройными арочными перекрытиями, убегающими вдаль.
И еще. Про фотографии. Фотографировать можно, только без вспышки. В залах особый приглушенный свет, в основном из окон. Полутемно. Некоторые не слушались предписаний табличек и щелкали вспышками мыльниц, а я задирала ИСО, понимая, что сделать фотокопию картины вряд ли удастся, да и снимать хотелось именно людей, которые точно так же, как и я, обалдевшие от всемирного искусства, бродили в поисках «своих» заветных шедевров.
Много совсем стареньких и людей с ограниченными мобильными возможностями. Опять вспомнилось кстати — кресла-каталки, коляски и сиденья для младенцев предоставляются в Лувре бесплатно (по крайней мере, в 2011 году так было точно).
Мона Лиза. Маленькая, неприглядная картина. И столько вокруг зрителей. Пожалуй, один из самых максимально заполненных посетителями залов. Почему-то хотелось поскорей покинуть зал ажиотажа…
В одном из проемов увидела странные фигуры. Это оказались упакованные статуи. Рядом были полураскрытые ящики. То ли их привезли, то ли собирались увозить куда-то. Зрелище тревожное, нечто среднее между привидениями и скопищем брошенных невест.
Вот она – Ника Самофракийская. Богиня Победы. Одна из моих любимых. Возвышается она над всеми, летя вперед. Высота больше трех метров, и еще именно Ника считается эталоном женской красоты. Именно она, а не Венера Милосская. Как-то так…
Поймала себя на мысли, что не только мы смотрим на картины, картины смотрят на нас…
Пора уходить, потому что мозг отказывается воспринимать информацию, забитый под завязку эмоциями. В вестибюле расселись детишки экскурсионной группы. Совсем, как в питерском Эрмитаже.
По лестнице вверх на воздух, пока не начался дождь. И можно посидеть на каменных скамьях, любуясь на Триумфальную Арку на площади Карузель, некогда служившую парадным входом во Дворец Тюильри…
Адрес: Musée du Louvre, 75058 Paris Cedex 01. Телефон: 00 33 (0)1 40 20 50 50. Главный вход через пирамиду. Другие входы: через Львиные ворота (прямой доступ в отдел Искусства Африки, Азии, Океании и Америк), через галерею Карусель (улица Риволи 99 или сады Карусель) и через Пассаж Ришелье (для групп и посетителей с входным билетом или посетителей аудитории). Как добраться: Метро: Пале-Рояль — Мюзе дю Лувр (Palais-Royal – Musée du Louvre) (линии 1 и 7). Tакси: площадь Пале-Рояль (place du Palais-Royal). Автобус: 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81, 95 — Batobus. Музей работает ежедневно, кроме вторника и некоторых праздничных дней. Время работы с 9.00 до 18.00 часов, в среду и пятницу — до 21.45. Закрытие залов начинается в 17.30, а в среду и пятницу в 21.30. В праздничные дни музей не работает в вечернее время.
Франция, Париж, ноябрь 2011 года
Фото и текст Евгении Горловой ©