Недалеко от Воронежа в Рамонском селе Новоживотинное расположена музей-усадьба Дмитрия Веневитинова, памятник федерального значения. Благодаря масштабной реставрации, начатой в 2010 году, в настоящее время это единственная восстановленная в Воронежской области русская дворянская усадьба XVIII века, представленная в максимально полном объеме, включающая двухэтажный особняк, флигель и прогулочную парковую зону на берегу Дона. Общая площадь музея занимает почти 3 гектара.
«Скажу вам откровенно, я такой любитель деревни, что скоро забываю все неприятности, чтобы спокойно отдаться наслаждению, а здесь есть чем наслаждаться…» — это высказывание Дмитрия Владимировича Веневитинова встречает гостей музея-усадьбы, создавая общий настрой и словно магическим образом перенося посетителей в начало девятнадцатого века…
Открывают чудесный вид величественные, сохранившиеся до наших дней ворота, с присущими модными в то время чертами классицизма в постройке – нишами и полуколоннами, перекликаясь со стилем главного усадебного дома.
Хотя особняк выглядел так не всегда. Строения, предположительно заложенные в 1770 году, в дальнейшем неоднократно перестраивались самими хозяевами. Изначально дом был гораздо меньше, с низкими сводчатыми кирпичными потолками первого этажа, которые можно увидеть в экспозиции музея вместе с кафтаном атамана Терентия Веневитинова, пращура поэта, и гербом рода Веневитиновых.
Здесь же рассказывается о первых хозяевах – потомственных кораблестроителях. Доподлинная история Антона Веневитинова гласит, что он одним из первых бояр на Руси собственноручно сбрил бороду и явился пред очи императора Петра Первого. Бритва стала своего рода фамильной ценностью и передается из поколения в поколение. Ныне она хранится у потомков дворянского рода, проживающих в Великобритании, а литературному музею передали в дар фотографию. Под руководством и на средства Антона Веневитинова строились корабли на Животиновской, Рамонской и Грязнинской верфях. Только в период второй кампании строительства флота на воду было спущено более двадцати бригантин.
Посетители могут наглядно увидеть, какой была территория усадьбы в конце XIX века. В Петровском зале представлен внушительный макет исторической реконструкции усадебной жизни того времени.
Однако вернемся к тому, чье имя носит усадьба. К 200-летию со дня рождения Дмитрия Веневитинова перед главным домом воздвигнут бронзовый монумент поэту, работы воронежского скульптора М. И. Дикунова, исполненный в лучших традициях отечественного искусства. Памятник представляет собой фигуру сидящего столь рано ушедшего из жизни поэта, установленную на гранитный постамент с надписью: «Дмитрий Веневитинов». Через спинку стула перекинут плащ, внизу сложены трость и цилиндр, а взор поэта устремлен в бескрайние дали вдохновения и грусти.
Дмитрий Владимирович Веневитинов родился в Москве, а с воронежским поместьем связаны детские воспоминания и лето-осень 1824 года. Молодой поэт стал одним из основателей русской идеалистической философии, находясь у истоков полуигрового общества «любомудров» и создав новое направление в русском романтизме «Поэзию мысли».
Будучи знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным, они были кузенами, черты Веневитинова угадываются и в поэме «Евгений Онегин», как прототип Владимира Ленского. Еще одно литературное имя связано с Новоживотинным. В 1887 году здесь служила гувернанткой двадцатитрехлетняя англичанка Лили Буль, больше известная, как английская писательница Этель Лилиан Войнич, автор романа «Овод». Но она преподавала музыку и иностранный язык детям племянника Дмитрия Владимировича Веневитинова.
Таинственный перстень
Короткая и яркая жизнь молодого поэта, получившего хорошее образование, блистающего умом, манерами, обладающего харизмой, после его смерти облекалась в мистические тайны. Одна из таких легенд связана с перстнем.
Будучи в Москве в салоне светской львицы, аристократки княгини Зинаиды Волконской, пленявшей своим пением многие мужские сердца, Дмитрий Веневитинов безнадежно влюбился в эту талантливую, неординарную, но замужнюю даму, хотя она была старше его на пятнадцать лет. Покидая Москву, Зинаида Волконская подарила Дмитрию необычный перстень. Он не отличался дорогими камнями и ценным металлом, но был найден в развалинах Геркуланума, города обращенного в прах роковым извержением Везувия. Этот подарок стал талисманом Дмитрия, который носил его вместе с часами, поклявшись надеть его либо в день свадьбы, либо в день смерти. И вот перед самой кончиной друг поэта Ф.С. Хомяков, надел ему перстень на палец, а Веневитинов, уже теряя сознание, спросил: «Я женюсь?..». А позже сбылось и предсказание, написанное в стихотворении, посвященному этому перстню: «Века промчатся, и, быть может, что кто-нибудь мой прах встревожит и в нем тебя отроет вновь». Прах Веневитинова был перенесен из Петербурга на Новодевичье кладбище, а перстень остался на хранении в Государственном литературном музее в Москве.
Регулярный парк усадьбы
Дворянская усадьба хороша в любое время года. Осенью с тихой грустью опадает разноцветная листва, навевая стихотворное настроение. Зимой крутые сугробы и заснеженные ели становятся естественной декорацией новогодних праздников. Весной в черных проталинах собирается талая вода, отражая белоснежные архитектурные формы особняка, а вот-вот готовые лопнуть зеленым фейерверком почки на могучих деревьях взывают к жизни. Летом всё утопает в безудержной зелени на фоне батюшки Дона.
С восточной стороны дома, где сейчас находится жилая застройка, был когда-то фруктовый сад. А с противоположной стороны расположен парк, сохранивший после реконструкции стиль садово-паркового искусства восемнадцатого века. Центральная аллея, деля парк на две части, спускается к берегу реки, где воссоздана беседка, какая была у Веневитиновых, и смотровая площадка с лестницей к Дону.
В парковой зоне есть пруд, глубиной четыре метра. Уютные лавочки и живописные уголки располагают к неспешному отдыху. И только старый флигель, укрывшийся словно под защитой могучего дерева, напоминает от тех былых временах …
Современная жизнь
Сохранение историко-культурного наследия это не только бережное отношение к достоянию, доставшемуся нам от потомков, но создание новых традиций и созидание своих культурных ценностей. Так поступили и в музее-усадьбе, представшей в обновленном виде посетителям в начале лета 2012 года.
В художественной концепции музея применены новые подходы к выставочной экспозиции: современное мультимедийное оборудование, художественно-образные эффекты, включая голографические изображения. Здесь звучат стихи и проходят театрализованные представления.
Старинный рояль, подаренный музею супругой губернатора Татьяной Александровной Гордеевой, не просто экспонат. Он в рабочем состоянии, настроен и во время проведения музыкальных гостиных на нем исполняются фортепьянные пьесы того времени.
Дворянский дом не просто музей, а самый настоящий живой дом с интересной жизнью. Зимой детей встречает настоящая елка с рождественскими представлениями. На первом этаже периодически выставляют свои творения художники. Вернулись в усадьбу Веневитинова и полюбившиеся традиции стилизованных свадеб в стиле XIX века.
* * *
Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова, обособленное подразделение ГБУК ВО Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина Адрес: Воронежская область, Рамонский район, село Новоживотинное, ул. Школьная, 18.Телефон: (47340) 3-14-90
Режим работы: Среда, пятница, суббота — 10.00 до 18.00 Четверг с 12.00 до 20.00 Выходные дни – понедельник, вторник Как добраться: от Московского автовокзала, как до самого Новоживотинного, так и до поворота на него.
Воронеж, март 2013 года,
фото и текст Евгении Горловой