Поэт Алексей Васильевич Кольцов любим и почитаем в Воронеже. Драматический театр, бульвар, улица, сквер, гимназия, конфеты названы в честь нашего земляка. Хотя его стихи мало кто процитирует из современных воронежцев, разве что ставшее крылатым «раззудись плечо, размахнись рука». А уж гости города и подавно удивленно пожимают плечами: «Кольцов? Поэт? Нет, не слышали». И тем не менее, памятников поэту в Воронеже не один, а два. О первом из них, ставшим вторым официальным памятником Воронежа в 1868 году, я уже рассказывала. А сейчас речь пойдет о гранитном десятиметровом Кольцове, который волею судьбы и городских властей «кочевал» по Воронежу, пока не обрел новое «постоянное место жительства» на Кольцовской улице.
Итак, 1959 год. Торжественно и по всем правилам советского времени отмечается 150-летие со дня рождения поэта. Корзины цветов, плакаты, статьи в газетах и пламенные речи от доярки до партийных руководителей о роли и значимости поэта. Около кинотеатра «Спартак» водрузили тумбу с надписью, что, мол, здесь будет сооружен главный памятник Кольцову. Но обещанного пришлось ждать даже не три года, а семнадцать лет. На бывшей Мясной горе, а ныне Советской площади Воронежа, в октябре 1976 года на взгорье установили гранитного Кольцова работы скульптора Павла Бондаренко и архитектора Игоря Савичева.
В 1997 году Кольцов впервые «переехал». Перенесли вглубь площади, подальше от Покровского собора, поближе к Концертному залу, выполнявшему тогда роль театра драмы. Скульптура, весом в 85 тонн, разбиралась на 5 частей. Самая тяжелая из них – основание в 70 тонн, остальные – до 5 тонн. Уже тогда казалось, что Кольцов прижимает левую руку, сдерживая щемящую боль в сердце: «За что?». Оказалось, не за что, а для красоты и правильной культурной концепции.
Вокруг шумно веселилась молодежь, выписывая пируэты на скейтах и великах. Периодически приобщали к «здоровому образу жизни» и Алексея Васильевича, вешая ему на шею пару кроссовок. Перед затуманенным взором поэта шумно гудели ярмарки, показывали чудеса ландшафтного дизайна первые выставки «Воронеж-город-сад», а вечером стекались любители Мельпомены.
Прошли года и снова Кольцов «не вписался в концепцию». С 2017 года памятник ожидал своей участи за музеем-диорамой на Левом берегу. Перед празднованием 432 дня рождения Воронежа, монумент установили на бульваре при пересечении Кольцовской и Плехановской улиц.
И поэт печального образа во весь рост, в суровом арямке, до боли напоминающем шинель разжалованного солдата, возвысился на улице имени себя. Теперь склонив голову перед потоком людей и машин, в окружении домов-«сталинок» и современных фаллических конструкций, «… для развлеченья, для забавы, для милых, искренних друзей, для памяти минувших дней…»
Текст и фото Евгении Горловой©, сентябрь 2018 года
Памятник поэту И.С. Никитину в Воронеже тоже переносили. Но сейчас скульптура стоит практически на первоначальном месте. О приключениях бронзового Никитина можно прочитать здесь.