В Воробьевке Курской губернии Афанасий Афанасьевич Фет проведет последние пятнадцать лет своей жизни, лишь зимой покидая усадьбу и отправляясь в Москву на зиму. Здесь он уже не будет тем самым чудаком-фермером, но опыт, приобретенный сельским тружеником в Степановке, пригодится для обустройства имения.
Сельцо Воробьевка вытянулось в три ряда вдоль живописной речки Тускарь. На высоком холме красуется барский дом. Имение было выкуплено Афанасием Афанасьевичем Фетом за 105 тысяч рублей у Ртищевых, в точности по так, как того пожелал поэт: «в черноземной полосе, с лесом, рекою, каменной усадьбой и; возможной близости от железной дороги». Места оказались до того хороши, что поэт называл деревеньку «наша микроскопическая Швейцария».
Одноэтажный дом Фет переделал. Прежний владелец генерал П.М Ртищев по рассказам не любил, когда у него топали ногами над головой, поэтому в верхней части дома комнаты были нежилые. Из особняка с высоким чердаком, здание превратилось в двухэтажное. Верхний этаж был занят под рабочий кабинет поэта, библиотеку, бильярдную, гостевые комнаты.
В рабочем кабинете всё настраивало на писательский лад. Удобный широкий стол со столешницей, обитой зеленым сукном. Здесь же письменные принадлежности. А в уголке кресло для супруги Марии Петровны, которая любила сидеть рядом с мужем и заниматься рукоделием.
В Россию бильярд привез из Европы Петр Первый. И с тех пор пошло-поехало. Заморская забава приобрела особую популярность у мужчин, но женщины тоже были не прочь сыграть в пирамиду (именно с таким названием игра пришла в Россию). Вот почему в усадебных домах обязательным помещением была бильярдная.
Библиотека – тихое место для уединения и отдыха. Высокий книжный шкаф до потолка занят под издания, в соответствии со вкусом владельца и модой того времени. Тут же небольшой круглый столик со свечей для вечернего чтения.
Гостей в Воробьевке привечали радушно. Здесь бывал писатель Л.Н. Толстой, Поэт Я. Полонский, философ В.С. Соловьев. Сюда приезжал композитор П.И. Чайковский, восхищенно отметив: «Что за очаровательный уголок эта Воробьевка! Настоящее жилище для поэта». Фет посвятил композитору стихотворение «Петру Ильичу Чайковскому», а Чайковский сочинил на стихи Фета пять романсов. Гостевые комнаты — это не только спальня с платяным шкафом, небольшой этажеркой с книгами и изящной ширмой.
Это еще и комната для бесед и чаепития с уютным круглым столом в окружении удобных стульев в парадных чехлах, зеркалом в полный рост и секретером, увенчанным старинными часами.
На первом этаже помещения поделили на хозяйственную, жилую и парадные части. В хозяйственном кабинете вся обстановка подчеркивала статус помещика-владельца. Рабочий стол, массивный кухонный шкаф, самовар. В стене прорублено специальное окно, через которое подавали пищу, чтобы не отвлекать хозяина от финансовых дел. На незамысловатой вешалке белоснежный летний картуз и молочного цвета легкий сюртук. Такое впечатление, что хозяин вышел на минуточку и сейчас вернется.
В жилой части покои супруги поэта Марии Петровны Боткиной Фет, родной сестры знаменитого врача Сергея Петровича Боткина, обставлены с чисто по-женски. Ниши для безделушек, рядом с высокой кроватью ночной столик, трюмо с зеркалом, и небольшой комод.
Рядом со спальней расположена туалетная комната Марии Петровны. Здесь фарфоровый комплект из умывальных принадлежностей и ночной вазы. Глядя на это изящество сразу понимаешь, почему эта емкость называлась именно «вазой»!
Парадная часть представлена столовой, малой и большой гостиными, расположенными на одной оси, и представляющими собой единое пространство, разгороженное специальными дверьми.
Удивительно, что уже в 19 веке жилое пространство могло трансформироваться под определенные случаи. При необходимости принять гостей, зеркальные двери-стены, высотой до потолка, можно было раздвигать. И тогда столовая и гостиные превращались в одну большую залу.
Украшением большой гостиной служил камин.
Кстати, после национализации усадьбы советской властью, камин выломали и установили … буржуйку. Вот оно мышление «кухаркиных детей». Но вернемся к убранству залы. Настоящим украшением был черный рояль, в дворянских семьях было принято музицировать.
При необходимости уединения от веселившихся гостей, к примеру, для беседы, двери задвигались (устройство движущего механизма очень напоминает современное, применяемое в шкафах-купе), и дополнительно закрывались второй частью – зеркальными распашными дверьми-стенами. Таким образом, получалась небольшая уютная комната, полностью отгороженная от залы. Потрясающая придумка, вы не находите?!
После смерти Афанасия Афанасьевича Фета и его супруги, имени переходит по наследству племянникам жены Сергею и Петру Боткины. А в 1917 году пришла Советская власть…
В разные годы 20 столетия фетовская усадьба была общежитием, изба-читальня с кинозалом, правление колхоза, почта, машинно-тракторная станция, птичник. Уже в наше время до 2010 года – школа-интернат. С 2011 года усадьба начала возрождаться. В течение пяти лет велись реставрационные работы, общая сумма которых составила свыше 50 миллионов.
Имению на сегодняшний день вернули не только внешнее сходство, тщательнейшим образом воссоздавая интерьеры и внутреннее убранство по сохранившимся фотографиям (включая даже подбор обоев!), но сам дух усадьбы, который здесь был при семействе Фетов. Вот почему, раз побывав в Воробьевке, душа вновь просится вернуться в эти соловьиные курские просторы.
Фото и текст Евгении Горловой ©, 2018 год