Сколько нужно времени, чтобы собраться женщине на праздничный выход в театр, на вечеринку или в гости? Извечный вопрос, вызывающий головную боль у мужчин. И если вы думаете, что сто или двести лет тому назад всё было проще, то глубоко заблуждаетесь. Было еще сложнее! И дамская сумка – та самая «черная дыра», где бесследно пропадают ключи, мобильник и парфюмерия, где можно обнаружить всё что угодно, начиная от пилочки для ногтей и заканчивая плоскогубцами, тоже была неизменным атрибутом красавиц 18-19 века. Аксессуары, которые были необходимыми атрибутами светской львицы, сейчас для нас загадочны и непонятны.

Пройдясь по воронежским музеям, можно обнаружить интересные вещи, которые были просто необходимы барышне для выхода в свет.

Итак, бальные туфельки. Не правда ли, они похожи на современные балетки? Когда стиль ампир достиг пика популярности, то эта обувь вкупе с нарядом с завышенной талией стала ультрамодным дополнением гардероба модницы. Чаще всего такие тапочки без каблуков фиксировались атласными завязками или перекрещивающейся шнуровкой на щиколотке.

Атласный верх украшался вышивкой, кружевом и лентами. На память приходит сказка братьев Гримм «Стоптанные туфельки», в которой бедный солдат должен узнать, где двенадцать королевских дочерей танцуют так, что за одну ночь стирают подошвы туфель до дыр.

Пудреница из перламутровой раковины в латунной оправе (19 век). Каноны утонченной женской красоты диктовали мраморную бледность кожи, поскольку румянец и загар считались признаками низшего сословия. И если раньше девушки изводили себя многочисленными, порой опасными для жизни ухищрениями наподобие питья уксуса, то с расцветом парфюмерной промышленности вариант компактной пудры стал доступен не только знатным дамам, но и женщинам среднего достатка.

Помадница 19 века, Франция. Подправить макияж, придав влажность и пухлость губкам, можно было с помощью помады, которая помещалась в крохотной баночке. Часто такие футлярчики снабжались крохотным зеркальцем.

Веер, 19 век. Неизменный спутник каждой красавицы. Изящное помахивание веером давало прохладу в душных бальных залах, раскрытым веером можно было кокетливо прикрыть лицо.

Материалом для каркаса служили дерево, драгоценные металлы, слоновая кость, экран изготавливался из шелковой или атласной ткани, тонкой бумаги, кружева или бархата с украшением из перьев и драгоценных камней.

Экран веера мог быть разным: одна сторона для публики, другая – для тайных переговоров. Оборотную сторону украшали афоризмы, ноты или стихи, и только тайный поклонник мог понять значение этого послания. Светская дама управлялась с веером не хуже заправского шпиона! К примеру, когда красавица во время беседы обмахивалась раскрытым веером от себя, означало для собеседника, что дама замужем. Свернутый веер говорил собеседнику: «Вы мне безразличны». Приоткрыв один лепесток веера, дама намекала о дружбе. А если веер раскрывался полностью, то это было почти признание в любви – «вы мой кумир!». Цветом и положением веера владелица могла сказать очень многое!

Билеты на бал. Без них невозможно было попасть на светские рауты или мероприятия, в которые принимали участие царственные особы. Билеты приобретались заранее и становились своего рода привилегией среди знатных особ.

Бальная книжка 19 века. Бал – это настоящее светское мероприятие с очередностью танцев, ужином, светскими беседами, нужными знакомствами, последними новостями, представлением в высшем обществе. По этикету танцы были не просто расписаны, но и еще определены очередностью кавалеров. Для этого существовали специальные бальные книжечки. Они назывались карне де баль от французского «carnet de bal» или на немецкий манер – агенд от «Agenda». В блокнотик записывался распорядок танцев, напротив которых ставились имена кавалеров, ангажировавших даму на танец. Странички карне могли использоваться для куртуазных записок.

Брошь «Розы», резьба, слоновая кость, 19 век. Модный аксессуар, отличающийся тщательной детализацией и объемностью.  Тонкая работа. Такие броши использовались не только как декоративное украшение для одежды, но и как заколка для волос.

Шкатулка бумажная, 19 век

Миниатюрные шкатулки. С тех пор, как Пандора открыла свой ларец, женское сердце невольно трепещет перед всяческими коробочками.

Шкатулка, 19 век. Германия

А миниатюрные шкатулки можно смело назвать украшением для украшений, хранительницей сердечных тайн, ценных вещей и даже ядов!

Дамский альбом. Изящный, небольшого размера дамский альбом помещался в сумочке барышни 19 века. Эпоха сентиментализма навеяла свои правила, и из Европы в Россию пришли традиции рукописных женских альбомов, которые украшались стихами, изображениями, изречениями, наставлениями.

Дамский альбом. Вышивка бисером крепостных мастериц. Конец 18 века.

Светский молодой человек должен был обладать навыками сочинения стихотворных экспромтов, которыми щедро заполнялись дамские альбомы. У кого не хватала поэтического дара, тот тщательно готовился к визитам, собирая стихи на все случаи жизни. Образцы стихотворных опусов регулярно публиковались в различных журналах, но при этом существовал риск повторить уже написанное послание. На память оставляли и небольшие рисунки, выполненные акварелью или быстрый набросок тушью.

Шляпные булавки 19 века. С модой на пышнее прически и объемные шляпы появились шляпные булавки. Их предназначение – стать красивым украшением, скрепляющим верхний головной убор с париком, шиньоном и накладными буклями. Булавки достигали длиной до 20 см и были достаточно остро заточены, чтобы проткнуть толщину волос и фетра. Мужчины частенько шутили по этому поводу, мол, дамы прикалывают шляпки прямо к мозжечку. И зря! Потому что в умелых руках женщины шляпная булавка становилась смертельным оружием вроде небольшого кинжала.

На фотографиях представлены предметы из коллекций Воронежского областного краеведческого музея и подразделения Литературного музея – усадьбы Д.В. Веневитинова в Новоживотинном.

Текст и фото Евгении Горловой ©, март 2018 года