Всеволод Сергеевич Соловьев — русский романист, старший сын историка С. М. Соловьёва, старший брат философа Владимира Сергеевича Соловьёва, так вспоминает об увлечениях сладостями Федора Михайловича Достоевского:
— Постойте, голубчик! — часто говорил он, останавливаясь среди разговора. Подходил к своему маленькому шкафику, отворял его и вынимал различные сласти: жестянку с королевским черносливом, свежую пастилу, изюм, виноград. Он ставил все это на стол и усиленно приглашал хорошенько заняться этими вещами. Он был большой лакомка…
Традицию воссоздали в Коломне в уютном литературно-артистическом салоне-кафе «Лажечников», названного в честь известного романиста первой половины XIX века. Переступаешь через порог и … оказываешься сразу в девятнадцатом веке.
Под ногами поскрипывают половицы свежевыкрашенного пола, вычурная вешалка намекает, что самое время скинуть верхнюю одежду и пройти внутрь.
Резные комоды со старинной посудой, домотканые коврики, мягкий свет от торшера. На огромный диван, обтянутый полосатым шелком даже страшно садится – музейная вещь! Но перед приветливыми хозяйками устоять невозможно.
— Не желаете ли чаю по Достоевскому?
— Это как?
— Крепкий черный чай с кусочками взбитой пастилы и изюмом.
От такого угощения невозможно отказаться. Так же, как и от удовольствия купить сладкие гостинцы домой. А где еще, к примеру, найдешь самую настоящую пастилу «От запоя и пьянства»? Особый секрет кроется в том, что в пастилу добавляют взвар хмеля и особых трав.
А еще, кроме традиционной яблочной пастилы, есть клубничная, брусничная, грушевая, малиновая, абрикосовая, клюквенная, смоква, пастилки и мармелад на палочке. Вкусные и полезные сладости на любой вкус.
Текст и фото Евгении Горловой©, 2017