Истоки создания пасхальных яиц настоящими шедеврами искусства восходят к правлению Алексея Михайловича. Тогда на Пасху ко двору заказывали до 37000 яиц. Конечно, большинство из них были гусиные, утиные и куриные. Но среди царского разнообразия появились точеные деревянные, окрашенные в золотой и красный цвета с искусными рисунками мастеров-умельцев.
Последующие два столетия художественно оформленные пасхальные яйца получили невероятно широкое распространение. Изготавливали их из дерева, фарфора, серебра, папье-маше, а украшали драгоценными камнями, эмалью и бисером. Обычай пасхальных поздравлений соблюдался во всех слоях общества.
Самыми популярными становятся фарфоровые яйца. Гладкая, тонкая, полупрозрачная поверхность напоминает скорлупу настоящего яйца. К тому же фарфор в то время был довольно редким материалом для России и ценился буквально на вес золота.
Первые такие пасхальные сувениры стала производить Российская порцелиновая мануфактура, позже переименованная в Императорский фарфоровый завод. Фарфоровые пасхальные яйца чаще всего изготавливались полыми внутри с двумя отверстиями по вертикальной оси. В отверстия продевалась шелковая лента, которая снизу завязалась бантом, чтобы можно было подвесить пасхальный подарок к иконе, и само яйцо занимало почетное место в киоте.
Вплоть до начала XIX века фарфоровые яйца выполнялись исключительно для членов царской семьи и их приближенных. Штучный товар, что и говорить! Однако Николай I ввел традицию одаривать такими пасхальными сувенирами поданных. И производство пасхалий приобретает масштабность. К сувенирам изготавливались специальные фарфоровые корзины или оригинальные вазы, из которых монаршие особы одаривали родственников, свиту, придворные чины и служащих при дворе.
Христосование с государями занимало долгие часы и проходило по строгому регламенту. Члены императорском семьи придавали большое значение этой церемонии. При Александре II и Александре III к пасхальной неделе поставляли до 3000 декоративных пасхальных яиц. Кроме этого, для раздачи воспитанницам Санкт-Петербургского училища святой Екатерины и Императорского воспитательного общества благородных девиц от Императорского Дома закупалось четыреста декоративных пасхальных яиц, которые именовались «институтскими».
Рекордное число фарфоровых яиц было выпущено к Пасхе в 1915 и 1916 годах. Это было связано с поставками на фронт. Количество специально изготовленных для христосования с низшими чинами в действующей армии яиц превышало 15000! Императорский вензель, государственный герб, а также Знак отличия военного ордена Георгия Победоносца IV степени фактически приравнивал пасхальный подарок к воинской награде.
Пасхальные сюжеты, украшавшие яйца, были самыми разнообразными. Изображались святые, ангелы, библейские сцены, храмы, церковные праздники, цветы, пейзажи и виды городов, соответствуя направлениям в искусстве. В первой половине XIX века художники копировали полотна старых мастеров. При миниатюрности размера поражает точность воспроизведения, чистота красок. Исполнения таких шедевров отличалось трудоемким процессом, и роспись яйца занимала свыше месяца.
Постепенно наравне с религиозной тематикой завовевывают популярность светские сюжеты. Самые известные и дорогие пасхальные яйца производились фирмой Фаберже. Ювелиры старались вовсю, создав симбиоз пасхального и ювелирного украшения! В моду вошли яйца-сюрпризы и яйца-шкатулки, оснащавшиеся затейливыми механизмами.
Цветочный декор на пасхальных яйцах имел особое значение. К примеру, ландыши служили символом чистых слез Богоматери, пролитых ею у подножия креста. Окрасившись кровью Христа, белые цветы превратились в алые ягоды.
На фотографиях представлены пасхальные яйца из частных собраний московских коллекционеров с выставки «Драгоценный символ Воскресения. Пасхальные изделия императорской России» музея русской иконы.
Фото и текст Евгении Горловой©