Италия щедро одарила мир гениями вместе с их тайнами и произведениями искусства. Во Флоренции во время осмотра палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) экскурсовод обратил мое внимание на одно из таких загадочных полотен, над которым ученым до сих пор приходится ломать голову.
На первый взгляд – это обычное для флорентийского периода эпохи кватроченто изображение религиозного сюжета, изображающего Мадонну. Запечатлен момент Рождества, работа выполнена по дереву в конце XV века , о чем гласит скромная табличка на итальянском.
Живописцем выбрана форма – тондо от итальянского rotondo, что означает круглая по форме картина. Такой прием изображения в круге смягчает восприятие, но концентрирует внимание на центре картины.
А вот тут стоит сделать небольшую поправку на эпоху итальянского искусства XV века, сопоставимую с периодом Раннего Возрождения. В то время художественное творчество было сконцентрировано в соборных мастерских, поскольку основным заказчиком выступала церковь и богатые покровители.
Однако библейские и житийные сюжеты (а иных тем быть не могло) – это лишь повод для предметного воплощения жизни преимущественного богатых флорентийских горожан. Именно поэтому живописцы уделяли тщательное внимание портрету, одежде и, конечно, пейзажу.
В яслях лежит младенец Иисус, которого поддерживает еще юный Иоанн Креститель, а Мадонна благоговейно сложила руки. Сбоку выглядывают любопытствующие парнокопытные. Волхв только один — справа, а слева вверху яркая звезда. На дальнем плане простирается, возможно, даже тосканский ландшафт с горами и долинами, башней-замком и оливковыми деревьями.
А вот в правом верхнем углу зафиксировано непонятное явление. Чуть выше плеча Мадонны виден святящийся объект в виде диска с огненным пламенем, очень напоминающий растиражированные современные изображения НЛО. Кстати, в палаццо Веккьо сказали, что нам повезло увидеть эту картину в экспозиции, так как Мадонна периодически изучается уфологами.
То, что это не помарка и не дорисовка, подтверждают изображенные на картине наблюдатели – мужчина, вглядывающийся в небо и даже приложивший к глазам руку, чтобы лучше разглядеть непонятное явление, и собака, сидящая у его ног, задравшая морду кверху.
Прихоть художника или фиксация факта увиденного в жизни – навсегда остается загадкой.