Каждый из островов Додеканес в Греции отличается друг от друга и размером, и ландшафтом. Они разные. Восьмой по счету – Сими. Один из самых уютных и радостных, место рождения трех Харит. Его название по легенде произошло от женского имени Сима. Так звали дочь царя родосского города Ялиса. Сын Посейдона бог Главк похитил царевну и унес на остров, нареченный впоследствии Сими.
В разные времена остров занимали дорийцы, родоссцы, римляне, византийцы. Он находился под управлением рыцарей-иоаннитов, попадал во владение к туркам и вплоть до окончания Второй мировой войны там властвовали итальянцы. От каждых правителей остров брал новые традиции и веяния и все же сумел сохранить свое очарование и национальные корни.
Южные Спорады от греческого «рассеянные» – так еще называют группу островов Додеканес. И вправду их как будто кто-то рассыпал по юго-востоку Эгейского моря. Именно отсюда произошел термин «спорадический», ставший синонимом случайности.
Увезенные морем
Добраться до Сими из Родоса оказалось намного проще, чем рисовало испуганное воображение туристов, впервые попавших на островную Грецию. При сравнении цен на предлагаемые туры от российских туроператоров и родосских турагентств выбор пал на самостоятельное путешествие. Разница была далеко не гуманной– практически в два раза. Идею подсказали в туристско-информационном центре, услужливо снабдив расписанием паромов, отправляющихся из Родоса.
Итак, с минимальным знанием английского языка и греческими «ясас», «эвхаристо», «паракало» приобретены билеты. В родосском порту Мандраки встречает огромный красавец — Dodekanisos Seaways. Его огромная пасть заглатывает туристов, тележки с багажом и даже въезжающие автомобили. Указания номеров мест нет – занимай, какое и где хочешь. Есть внутри кресла, наподобие самолетных. Есть верхняя палуба с деревянными скамеечками, открытая навстречу всем ветрам. Велкам!
Судно постепенно наполняется пассажирами и начинается галдеж на разных языках. Много немцев и французов, ну, и греков, конечно. Для них это всего лишь рядовая поездка по делам или к родне.
По маршруту паром сначала делает остановку в Ано Сими (Хора), где расположена Святая обитель Архангела Михаила Панорминиса и туристы получают, образно говоря, духовную пищу, а затем Паром отправляется на другую сторону острова — Като Поли (Ялос) – бухту с потрясающим видом на сохранившиеся с 19 века убегающие в горы домишки и многочисленными кафешками и ресторанчиками.
Телефон во время водного путешествия сходит с ума. Постоянно приходят сообщения, то вы в Греции, то вы в Турции – настолько близко соприкасаются воды двух государств.
Мимо проплывают белоснежные яхты, встречаются морские суда. И, конечно, много других островов, с виду вообще необитаемых. И синяя гладь Эгейского моря с белоснежной пеной от нашего парома. И вот первая остановка.
Монастырская жизнь
С протяжным гудком паром причаливает на пристань. Хаотичной муравьиной толпой выгружаются пассажиры. Над входом вывешивается табличка со временем отправления, чтобы никто не отставал. Словно раскинув крылья порталов, встречает колокольня монастыря Архангела Михаила Панормита.
В ее облике угадывается общее с русской архитектурой православных храмов. Вообще на таком небольшом островке насчитывается около 200 церквей и часовен. Но эта обитель наиболее почитаема благодаря чудотворной иконе Таксиархиса Михаила Панормитиса.
Внутри монастыря вместе с яркими образчиками эллино-христианской культуры угадываются следы готики, как память о пребывании крестоносцев на острове.
В монастырских пределах находятся часовни Благовещения, Иоанна предтечи, Архангела Гавриила.
По греческой традиции свечи возжигают не внутри церкви, а перед ней в специально отведенном месте с рукописными и мозаичными иконами.
Два небольших музея, которые просто невозможно не посетить. Они манят прохладным полумраком и обилием экспонатов. А вот смотрителей, привычных для отечественных музеев, нет. Ходи, фотографируй и трогай, что пожелаешь.
В Церковном музее рядом со старинными реликвиями располагается морская экспозиция. От корабликов, суденышек, парусов, канатов и морских узлов глаза разбегаются.
Другой музей – этнографический с предметами быта и восстановленными интерьерами 18 и 19 века. Что-то напоминают эти коврики и вышивки.
Ну, естественно, наши рушники с узорами крестиком, да и посуда похожа. Стеклянные бутыли для раки такие же громадные, как и наши для самогона, только формой разятся, греческие — круглые.
Как-то удивительно гармонично здесь сочетаются умиротворение монастырской жизни и суетливое любопытство туристов.
В саду зреют на ветках лимоны, а на пристани в ящиках разложены на продажу фрукты и овощи. Только что причаливший на лодке рыбак разбирает креветки. В зубах традиционная сигарета, рядом чашка с кофе. Кажется, что ему абсолютно безразличны столпившиеся иностранцы-зеваки, снимающие на камеры его будни. Туристы прибывают и уезжают, а жизнь-то идет своим ходом.
Гудок парома напоминает, что скоро отплытие.
Рай на двоих
После получаса путешествия по водной стихии из-за разреза двух скал волшебным образом открывается вид на сказочную бухту Гиалос. Цвет водной глади — прямиком из глянцевых журналов. Это не фотшоп, товарищи, это взаправдашнее царство цвета и света.
Навстречу к воде сбегают желтые домики с балкончиками, птицами примостившиеся на зеленых крутых склонах.
На узких улицах набережной, вплотную расположенных к воде, поселились магазины и таверны, где подают к столу маленькие, вкусные креветки.
Креветки Сими (Simi shrimp) – коронное блюдо острова. Миниатюрные креветки, которые можно есть прямо с панцирем. Несмотря на маленький размер, они очень жирные и сытные. Так что сразу делите порцию на двоих.
Под лучами южного солнца отражаются в воде, окрашивая ее в янтарный цвет, великолепно сохранившиеся двух и трехэтажные здания в неоклассическом стиле.
Жители Сими – опытные рыбаки и моряки и талантливые торговцы. Зайдя в любую сувенирную лавочку, словно попадаешь в музей.
Отсюда жители Сими продавали свои знаменитые губки в крупнейшие города Европы и Востока. Разные формы губок – разное назначение. Погрубее и больше – для тела, более нежная – для лица. После намокания они восстанавливают свою форму. Никакой синтетики!
Обязательный атрибут – старинные скафандры водолазов, добывающих эти природные богатства.
Еще один символ Греции – кожаные сандалии. Перед магазином завлекает туристов тапочек-великан. Продавщицы хорошо говорят по-русски и с удовольствием объясняют. Хозяин лавки – господин Такис – увлекается выжиганием по коже, и большинство обувных изделий – его ручная работа. Да, можно торговаться. Да, господин Такис находится в своей мастерской.
В узенькой комнате встречает улыбчивый седовласый грек. В ход идет опять little bit english и несколько греческих слов. Стены миниатюрной мастерской увешаны внушительными кожаными полотнами с баталиями, картами Греции и портретами. Господин Такис благосклонно позирует на камеру и даже чуть краснеет от удовольствия. Художнику приятно, а нам в диковинку.
Вглубь селения уводят извилистые улочки из сотни ступеней, где еще можно найти тень, спрятавшись от безжалостно палящих лучей полуденного светила. Подъем начинается по Прекрасной Лестнице — «Кали-Страта», протяженностью в пятьсот ступеней. Про передвижение на машине можно забыть. Мотоциклы и велосипеды тоже остаются «на привязи».
Здесь оживают забытые искусства, прошлое переплетается с современностью. Каждому уголку присуща своя неповторимость.
И даже яркие крикливо лубочные сувенирные торговые точки не портят общую картину, внося естественную индивидуальность в старинную архитектуру.
Тут же выведены водяные счетчики, мол, смотрите, коммунальщики, все на виду без утайки. Создается устойчивое ощущение, что греки привыкли жить очень хорошо, а когда стали жить просто хорошо, объявили, что наступил кризис.
Рядом с кубиком-домом, гордо именуемым Duty free, соседствуют лотошники с ароматными специями.
«Звездность» гостиниц условна, но она с избытком компенсируется возможностью романтического уединения.
На небольших суденышках-«такси» вас доставят на маленькие островки и девственные пляжи с кристально прозрачной водой и скалистыми берегами, которыми природа щедро одарила Сими – симпатичный остров для тех, кто любит спокойствие и тишину.
Текст и фото Евгении Горловой©