«Как называется? Рамонь?» — переспрашивают туристы, пробуя ставить ударение на разных слогах. А иностранцы так сразу отбрасывают мягкость окончания – Рамон и точка. Непривычно для европейского уха название воронежского места.
А Рамонь, знай себе, все хорошеет зелеными улочками, весело сбегающими к реке Воронеж, играет на солнце изумрудными пригорками, с которых открывается живописный вид на необъятные просторы и бережет тщательно спрятанные во дворце тайны, привлекая все больше и больше путешественников, стремящихся разгадать секреты хранительницы замка.
В Рамони расположен объект культурного наследия федерального значения «Комплекс Ольденбургских», душа которого — Дворец принцессы Ольденбургской.
В 1879 году Император Александр II купил Рамонское имение и подарил его своей племяннице Евгении Максимилиановне Романовской, в замужестве – Ольденбургской, которая родилась в 1845 году в семье княгини Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Детские годы принцессы Евгении прошли в Петербурге, где она воспитывалась двоюродной тетей Льва Николаевича Толстого Елизаветой Андреевной Толстой.
В 1868 году Евгения Максимилиановна вышла замуж за своего дальнего родственника принца Александра Петровича Ольденбургского, правнука императора Павла I. В подарок от дяди – императора Александра II — Ольденбургская получила не только одно из красивейших мест в Воронежской губернии – Рамонь, но сахарный завод.
Новые владельцы имения почти сразу же начали строительство дворца. Закладка первого камня произошла в начале 1880-х годов. По проекту дворец представлял собой двухэтажный замок красного кирпича. Кирпич для строительства изготавливался тут же, в Рамони, по технологии «пяточный» метода, поэтому стены очень прочны.
Построенный в стиле эклектики с использованием средневековой романо-готической архитектуры дворец сразу привлекал к себе внимание необычностью и величием. Краснокирпичный фасад местами украшен белым, что еще больше оттеняет красный цвет, придавая нарядность и воздушность строению. Размер дворца невелик, его легко можно принять за богатую усадьбу. Отчетливо выделяются две башенки – квадратная и шестигранная с резными зубцами, возвышающиеся над размеренным и при этом несимметричным фасадом.
Вход в замок предваряют изысканные витые с кованной виноградной лозой ворота с двумя разноуровневыми башнями.
На одной из них были установлены швейцарские куранты фирмы «Винтор», когда-то с золотыми стрелками. Каждый час колокола, соединенные с механизмом, отзванивали мелодию. Бытует преданье, что проходившая мимо кликуша, услышав звон часов, вскрикнула: «Звоните, гремите… Настане время, и в 7-35 вы рухнете!». Часы продолжали отсчитывать время, правда сразу после революции позолота и колокольный механизм исчезли, но сами часы дожили до хрущевской оттепели. Потом часть башни обвалилась, разрушив при этом часовой механизм, стрелки на покореженном циферблате остановились на тридцать пять минут восьмого…
Но вернемся во дворец, внутри которого было одновременно просторно и уютно.
В здании размещалось более 20 жилых помещений. Внутренняя планировка и оформление интерьеров отличались неординарностью и затейливостью без коридоров и анфилад.
Для отделки комнат использовались морёный дуб, гобелены и шелк. Из дуба изготовлены окна, двери и элементы декора парадной лестницы. В 1902 году для Рамонского дворца принцессы Ольденбургской были приобретены полотна художника Николая Рериха «Утро княжей охоты» и «Вечер княжей охоты». Картины разместили в столовой. Позднее они были переданы в Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, где их можно сейчас увидеть.
Первое, что бросается в глаза при входе во дворец – огромный, практически в человеческий рост камин. В былые времена в нем можно было зажарить кабана или даже оленя целиком. Сейчас камин перестал выполнять свою основную функцию и служит излюбленным объектом для фотографирования посетителей, которые пытаются влезть внутрь, демонстрируя мощь гиганта.
Интересно, что сам замок строился практически без закладки фундамента, о чем свидетельствуют земляные полы в подвалах здания. Там же сохранилась хитро смастеренная печь, благодаря которой отапливался весь дворец. От нее, как по кровеносной системе из десяти дымоходов в толщу стен по специальным отверстиям проходило тепло. Но еще у отопительной системы было и другое назначение. Открыв специальную заслонку в комнате на втором этаже, можно было услышать, о чем говорят в любой из комнат замка.
Еще одной загадкой является главная парадная лестница, ведущая на верхний этаж. Размер и высота ступеней рассчитаны таким образом, что на ней невозможно упасть ни малышу, ни даме в кринолине. Говорят, что проектировала лестницу сама Евгения Максимилиановна.
В июле 1901 году состоялось бракосочетание принца Петра Александровича Ольденбургского — сына Евгении Ольденбургской и Великой княжны Ольги Александровны – сестры царя Николая II.
Чета переехала жить в Рамонь, где поселились недалеко от дворца, в другом имении «Ольгино». В 1908 году Рамонское имение за долги передано Министерству императорских уделов. Евгения и Александр Ольденбургские лишились права получать доходы от имения и сахарного завода, но могли жить во дворце.
После Октябрьских событий 1917 года дворец был национализирован. Во время Великой Отечественной войны замок не только выстоял, но и спасал людей. Узнав о том, что принцесса Евгения Ольденбургская принадлежала к древней немецкой фамилии, фашисты решили сохранить здание, сбросив над Рамонью листовки: «Дворец бомбить не будем».
В последующие годы царский подарок использовался для общественно-культурных нужд, а в конце 1970-х годов был признан нуждающимся в проведении реставрационных работ.
Новая жизнь началась у дворца с 2011 года. На открытой площадке перед замком принцессы Ольденбургской во время Международного Платоновского фестиваля искусств ежегодно проходят выступления выдающихся европейских и российских музыкантов.
Как и положено, дворец окружали не только служебные здания и свитский корпус. Перед воротами раскинулся красивый регулярный парк – зеленый вестибюль замка. Сейчас он реконструирован в стиле прошлого времени.
Грот за дворцом
А за дворцом приютился таинственный романтический сад с гротом и смотровой площадкой, парковой каменной лестницей и мостиком любви, который и поныне соединяет сердца влюбленных.
Всё, что осталось от тенистых аллей с каменными лестницами во внутреннем саду дворца
Мостик любви. Тут не только за голову схватишься…
На самом мосту любви сохранились старинные колонны красного кирпича…
* * *
Память о царственных особах в Рамони хранит не только дворцовый комплекс, но и мемориальный музей, созданный клубом «Друзей Дома Ольденбургских», расположенный в поселке ВНИИС, дом 92.
Экспозиция, представленная в музее, рассказывает об истории четырех поколений Ольденбургских, живших в России более ста лет. Буквально по крупицам собирались экспонаты – вещи из дворца в Рамони и Ольгино, предметы старины и крестьянского быта, народные костюмы, то есть то, чем интересовалась княгиня.
Старинные вышивки, миниатюрная ложечка начала двадцатого века для монпасье с гравировкой рамонской конфетной фабрики, строгое предупреждение о запрете на вынос сладостей с сахарного завода, фаянсовое блюдо с трещинкой, шкатулочки для рукоделия – всё имеет свою историю.
Привлекает внимание и альбомы со старинными фотографиями уроженцев Рамони, где к каждому снимку есть свой рассказ, обязательно связанный с именем Ольденбургских. Стоит отметить, что мемориальный музей принцев Ольденбургских ведет активную просветительскую деятельность, устраивая литературные праздники, чтения, музыкальные вечера и многочисленные тематические выставки. Гостями становятся не только воронежцы, приезжают известные литераторы, краеведы, художники и, конечно, потомки рода Ольденбургских.
Рядом с фотографией та самая батистовая блуза,
в которой когда-то сфотографировалась на память рамонская модница
* * *
Очень многие начинания Ольденбургских живы и в наши дни – рамонская кондитерская фабрика положила начало Воронежской кондитерской фабрике, обитатели зверинца принцессы и ее угодья стали истоками Воронежского биосферного заповедника, железнодорожное сообщение действует и поныне.
В этом году в августе Рамони исполняется 400 лет. Но рассказ о достопримечательностях этого милого и очаровательного места был бы не полным без упоминания о знаменитом русском конструкторе стрелкового оружия, изобретателе трехлинейки Сергее Ивановиче Мосине, родившимся в селе Рамонь Воронежской губернии.
Знаменитая винтовка Мосина поступила в Российскую Императорскую армию в 1891 году и верой и правдой прослужила на вооружение свыше пятидесяти лет. Позднее на основе модифицированной трехлинейки создали целый ряд образцов спортивного и охотничьего оружия, как нарезного, так и гладкоствольного. В Рамони стоит памятник великому оружейнику и создана частная музейная коллекция.
Много связано в Рамони с народным промыслом – керамикой, отличающейся своей яркостью и самобытностью. Традиции живы и по сей день, в музее керамики можно увидеть работы мастеров прошлого и настоящего.
* * *
Заказать экскурсии: — во Дворец Ольденбургских и музей керамики можно в Рамонском Информационно-Туристском Центре по телефону 8 (47340) 2-22-52 — в Мемориальный музей принцев Ольденбургских – 8 (905) 656 60 65 Как добраться: — Автобусом от Воронежа с Центрального автовокзала, ежедневно ходят междугородние автобусы с промежутком менее получаса. — На автомобиле от Воронежа по Московскому проспекту по трассе М4-Дон до поворота на поселок Рамонь, далее проехать до центра поселка Рамонь. Расстояние от центра Воронежа до Рамони порядка 40 км.Рамонь Воронежская область, август 2013,
фото и текст Евгении Горловой