Легендарный штурмовик ИЛ-2 советские конструкторы называли «летающим танком», летчики люфтваффе – «бетонным самолетом», а солдаты вермахта – «черной смертью» — «чумой». Такие названия самолет заслужил за оптимальные соотношения между маневренностью, скоростью, вооруженностью и бронированную защиту. Это был самый массовый истребитель за всю историю, всего было произведено свыше 36 тысяч таких летательных боевых машин. Его серийный выпуск был начат заводом № 18 – Воронежским Авиастроительным заводом.

Первый Ил-2 был поднят в воздух 10 марта 1941 года начальником летно-испытательной станции К. К. Рыковым. С момента получения чертежей самолета из ОКБ Ильюшина всего три месяца был налажен выпуск нового истребителя. В мае 1941 года воронежский авиазавод выпустил 74 летательные машины, а в июне 1941 года – 159.

Известно, что в декабре 1941 года на завод поступила правительственная телеграмма, подписанная Сталиным. В тексте говорилось, что «Ил-2 нужны Красной Армии теперь как воздух, как хлеб».

9 мая 1979 года в честь трудового подвига воронежских авиастроителей был открыт памятник самолету. Этот двухместный ИЛ-2 был найден поисковым отрядом и поднят со дна озера села Ракитное Белгородской области. Силами рабочих ВАСО двухметровый штурмовик был восстановлен и водружен на постамент. Теперь грозное летательное оружие – на вечной стоянке около проходной авиазавода.

Фото и текст Евгении Горловой©, 2018